Концепция системного построения процесса воспитания. Концепции системного построения процесса воспитания Дети учатся у жизни! Помни
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Проект разработан в 1991 году учеными Института теории и истории педагогики АПН СССР Концепция системного построения процесса воспитания
2 слайд
Описание слайда:
Системное построение процесса воспитания «Воспитание? Воспитание… Воспитание!» В.А. Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова
3 слайд
Описание слайда:
Воспитание- целенаправленное управление процессом развития личности. Воспитание является частью процесса социализации и протекает под определенным социальным и педагогическим воздействием. Главное в нем – это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Сущность воспитания – управление не личностью, а процессом ее развития.
4 слайд
Описание слайда:
Из глубины веков дошла до нас мечта человечества о свободной, всесторонне развитой, гармонической личности, и нет оснований и сегодня отказываться от нее как от сверхцели. В.А.Караковский Цели и задачи воспитания Каждый педагогический коллектив, ориентируясь в своей деятельности на цель-идеал, должен конкретизировать их применительно к своим условиям и возможностям. Усилия педагогов целесообразнее сосредоточить на решении пяти воспитательных задач: 1) формирование у детей целостной и научно- обоснованной картины мира; 2) формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины; 3) приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения; 4) развитие у подрастающего человека креативности, творческой личности; 5) формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализации.
5 слайд
Описание слайда:
Основные принципы воспитания: 1) личностный подход в воспитании: признание личности высшей ценностью, уважение уникальности, отношение к воспитаннику как субъекту; 2) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе: уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт; 3) средовой подход в воспитании: использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка; 4) дифференцированный подход к воспитанию детей: отбор содержания, форм и методов в соответствии с особенностями индивида, групп, классов, этнических сообществ; 5) природосообразность воспитания: учет половозрастных особенностей учащихся; 6) культуросообразность воспитания: опора в воспитании на национальные традиции, его культуру; 7) эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка.
6 слайд
Описание слайда:
7 слайд
Описание слайда:
Человек - абсолютная ценность, высшая субстанция, «мера всех вещей». В.А.Караковский Понятие личности всегда являлось главным понятием педагогики. Семья - единица общества, среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Дети - главный признак семьи. Труд - основа человеческого бытия, "вечное естественное условие человеческой жизни".. Приобщение детей к труду всегда было важной частью воспитания. Знания - результат разнообразного, прежде всего творческого, труда. Знания учащихся - мера труда учителя. Знания, полученные в школе, имеют три главных признака: глубину, прочность знаний, разнообразие знаний. Культура -задача педагога - помочь воспитанникам в овладении материальной и духовной культурой своего народа, ее сокровищами.
8 слайд
Описание слайда:
Отечество - единственная уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков. Задача педагога - воспитание уважительного, бережного отношения к истории своего народа. Земля - общий дом человечества, вступившего в новую цивилизацию XXI века. Это Земля людей и живой природы. Мир - покой и согласие между людьми, народами и государствами - главное условие существования Земли, человеческой цивилизации. решение самых сложных проблем лежит в сфере простых человеческих отношений. Если каждая школа и ее ближайшее окружение станут зоной мира и покоя, это ослабит и социальное, и национальное напряжение. Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков. А.С.Пушкин
9 слайд
Описание слайда:
Пути приобщения детей к общечеловеческим ценностям: Первый путь - создание комплексной программы воспитания в учебном заведении, построенной на этих ценностях; Второй путь - формирование отдельных целевых программ, например «Духовная история России», «Наша малая Родина», «Интеллектуальная культура личности», «Семья - нравственная ценность человека», «Молодые граждане России» и др.; Третий путь - разработка совместно с детьми своеобразных общественных договоров, фиксирующих принятые в конкретном коллективе нормы общения и отношении, основой которых являются общечеловеческие ценности. Четвертый путь, кстати, нередко избираемый классными руководителями и воспитателями, когда они один из разделов плана воспитательной работы составляют по следующей схеме:
10 слайд
11 слайд
Описание слайда:
Методы воспитания в контексте авторской концепции (системы) Главный механизм воспитания - это функционирование воспитательной системы учебного заведения, в рамках которой проектируются и создаются благоприятные условия для всестороннего развития учащихся. Система воспитания должна быть гуманистической и обладать свойственными для нее признаками: - наличие целостного образа собственной школы, представление о ее прошлом, настоящем и будущем; -интеграция воспитательных воздействий через включение их в коллективные творческие дела; - формирование здорового образа жизни учебного заведения; - педагогически целесообразная организация внутренней среды учебного заведения; использование воспитательных возможностей окружающего социума; - реализация защитной функции школы по отношению к личности каждого школьника и педагога, где отношения строятся на основе гуманистических ценностей.
12 слайд
Описание слайда:
Авторы концепции считают, что для успешной реализации воспитательных функций педагогам необходимо: использовать в воспитании и развитии школьников разнообразные виды и формы деятельности; - использовать такое педагогическое средство, как ключевое дело-«крупную дозу воспитания».
13 слайд
Описание слайда:
Функционирующая в образовательном учреждении воспитательная система должна выполнять следующие функции: 1) развивающую, направленную на обеспечение развития коллектива и всего организма образовательного учреждения; 2) интегрирующую, содействующую соединению в одно целое воспитательных воздействий; 3) регулирующую, связанную с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности ребенка; 4) защитную, направленную на повышение уровня социальной защищенности учащихся и педагогов, влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка; 5) компенсирующую, предполагающую создание условий в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей; 6) корректирующую, заключающуюся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения школьника.
14 слайд
Описание слайда:
Управление развитием воспитательной системы, по мнению авторов концепции, включает четыре основных направления: - моделирование строящейся воспитательной системы; организацию коллективной творческой деятельности членов школьного сообщества и ориентирование детей и взрослых в процессе такой деятельности на общечеловеческие ценности; корректировку возникающих отношений в этом процессе; рациональное использование воспитательного потенциала среды.
15 слайд
Описание слайда:
Пути приобщения детей к общечеловеческим ценностям: - создание комплексной программы воспитания, построенной на общечеловеческих ценностях; - формирование отдельных целевых программ; - разработка вместе с детьми общественных договоров, фиксирующих принятые в конкретном коллективе нормы общения и отношении; - включение в планы воспитательной работы классных руководителей раздела, ориентированного на общечеловеческие ценности.
16 слайд
Описание слайда:
Говоря о системе воспитательной работы в школе-интернате,надо осознавать, что сегодня поиск возможностей компенсации «белых пятен» в воспитании и социальной адаптации детей, воспитывающихся вне семьи, от рождения и до их гражданского становления - это длительный и постоянный образовательный и воспитательный процессы. Задача нашего учреждения не только в том, чтобы четко представлять модель выпускника,но и в том, чтобы создать условия для развития и становления личности каждого воспитанника, взаимодействия личности и среды,способные обеспечить ему жизненный успех, самореализацию в той мере, на которую он способен, и которую в полной мере может обеспечить школа-интернат.
17 слайд
Описание слайда:
Примерная модель выпускника школы-интерната осознание себя как личности, индивидуальности (как свои умственные, физические, так и психические возможности), психо-эмоциональная устойчивость и гибкость, умение изменяться в изменяющихся обстоятельствах, умение ставить цели, строить жизненнье планы и проявлять волю в их достижении, способность быть ответственным и самостоятельным, знание и умение отстаивать свои права и выполнять обязанности, знание социальных отношений и умение в них действовать, широкий уровень интересов и способностей, позволяющий не только выбрать профессию, но и сделать свою жизнь содержательной и полезной не только для себя, но и других, умение общаться на разных уровнях: от деловых до интимно-личностных контактов, психо-социальная идентичность, овладение широким кругом бытовых навыков, экономическая компетентность, уважительное отношение к себе, своему образу, стремление сохранить внутренние силы, умение отстоять свою позицию среди окружающих его людей.
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растёт. В настоящее время в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями (8 % всех детей), из них около 700 тысяч составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребёнка.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Во многих педагогических источниках можно увидеть утверждения о том, что сегодня нужен «новый подход к пониманию процесса воспитания», или «свежий взгляд на воспитательное воздействие», или нужны «новые черты, присущие сегодняшнему педагогическому общению». Что же это означает для учителя-воспитателя?
Новый взгляд на воспитание с позиции культуры предлагает Н.Е. Щуркова с учётом того, что «наше общество осуществляет попытку войти в контекст общечеловеческой культуры». Сегодня в школе нагружается память учащихся, наращивается его эрудиция, но, к сожалению, не происходит самого главного - реального включения молодого человека в контекст культуры. Она предлагает учительству усвоить новую технологию общения, сочетающую в себе социальные ценностные требования и свободу выбора ребёнка как личности.
Профессиональное умение общаться с детьми - это значит: уметь реализовать функции открытости ребёнка на общение, оказывать ему помощь в общении, возвысить его поведение до уровня культуры. В.П. Созонов предлагает следующий подход к воспитанию: не от общества, а от ребёнка, не от коллектива, а от самосознания отдельного члена не от общественных потребностей и внутренних проблем человеческого индивида, который стремится понять себя, найти своё место в жизни, выразить, реализовать себя.
А.И. Малекова утверждает, что все точки зрения на современное воспитание можно объединить в две группы:
А) формирование личности и управление ею;
Б) гуманистическое обращение к личности воспитанника, к созданию условий для развития его внутренних потенциальных возможностей и на этой основе - к социализации.
Поэтому современный педагог - воспитатель без осмысления вышеназванных подходов к процессу воспитания не может вести целенаправленный процесс по созданию условий для развития личности учащегося. Необходимо работать с реальным учеником, влиять на его индивидуальное сознание, ориентируясь не на внешние заданные параметры его воспитанности, а на его внутренние, потенциальные возможности саморазвития, самоорганизации, самоопределения и личностного роста. А для этого лучше всего использовать игровые, театрализованные, ситуативно-творческие методы и формы воспитательной работы, которые стимулируют активную деятельность учащихся, побуждают их размышлять, вести диалог, принимать решения. О формах и методах на современном уровне хорошо отражено в книге В.М. Лизиненко «Приёмы и формы в воспитании». Всё это создаёт предпосылки для становления творческой индивидуальности, личностного образа ребёнка.
Сегодня искусство воспитания основано на научно-теоретическом фундаменте, который наращивается методиками, технологиями. А затем и рекомендациями инструкциями, советами. Педагогу, воспитателю, прежде чем вести воспитательную работу, необходимо быть осведомлённым в приоритетных ценностях каждого воспитанника, которыми наполнена их жизнедеятельность, а для этого ему самому следует осваивать педагогику ценностей и смыслов.
Исследования учёных показали, что на первый план учащиеся ставят самореализацию и саморазвитие, доброжелательные отношения, взаимопонимание.
Сегодня педагогу предстоит продумать смысл и стратегию личностно ориентированного воспитания, целью которого является развитие интереса растущего человека в себе:
А) своему внутреннему миру, своему характеру, своим отношениям с людьми;
Б) развитие способности и умения понимать другого человека, заботиться о нём, сотрудничать с ним;
В) формирование способности делать жизненные выборы в интересах своего развития и помощи личностному росту других людей. (С. Д. Поляков) Сегодня важно подготовить «человека умелого и мобильного», способного относительно безболезненно вписаться в контекст современных цивилизационных процессов.
О.С. Газман предложил 5 направлений в воспитании: здоровье, общение, учение, досуг, образ жизни.
В итоге всех предложений предлагается использовать следующие направления: воспитание гражданина, развитие отношения к себе и окружающим людям, воспитание уважительного отношения к законам, воспитание бережного отношения к природе, воспитание носителя культуры, воспитание здорового образа жизни, воспитание труженика, приобщение к общественной жизни коллектива. Эти направления отражают реалии сегодняшнего дня и позволяют логически выстраивать систему воспитательной работы как в масштабе класса, так и в масштабе школы.
Сегодня актуальным стало составление целевых комплексных программ. Она составляется на основе анализа результатов своей деятельности в предшествующем году, видел не разрешённую проблему в работе с группой и составил целевую программу по реализации этой «кричащей» проблемы, которую нужно решить в ближайшей перспективе. Воспитатель, классный руководитель, посоветовавшись с группой, классом, может выбрать одну из целевых комплексных программ или предложить свою, а затем в течение учебного года развивать её со своими воспитанниками. Примерный перечень программ может быть следующим: «Экология», «Милосердие», «Миротворчество», «Я» в мире и мир в моём «Я», «Добро, Истина, Красота», «Родословие», «Отечество», «Культурное наследие», «Сознательная дисциплина» и другие.
Чтобы применение программ было оптимальным, важно себе ответить на вопрос, какое место она займёт в воспитательной работе: лидирующее, задающее основную линию воспитания или развивающее укрепляющее воспитательную работу, или дополняющее воспитательную работу новыми красками.
Возвращаясь к трудам Н.И. Диреклеевой нужно отметить, что примечательным в них является наличие диагностической программы по каждому из предполагаемых его направлений, что существенно упрощает деятельность воспитателя, классного руководителя. Диагностика в настоящее время должна занять одно из ведущих мест деятельности педагога-воспитателя, ибо она позволяет ему собрать необходимую информацию в сравнительно короткое время, определить уровень особенностей личностного качества учащегося, особенно наших детей с ОВЗ, наблюдать динамику духовного роста воспитанников, видеть промежуточные результаты своей деятельности и прогнозировать развитие изучаемого явления. Педагоги сегодня делают попытки составления своей программы педагогического диагностирования личности учащегося, его родителей, классного коллектива, выстраивая её в определённой системе, логике и последовательности, но, к сожалению, всё это удаётся далеко не всем. Это происходит по ряду причин, но одна из них наиболее существенная - недостаточное соблюдение логики деятельности воспитателя. «Необходимо, чтобы каждый воспитатель чётко осознавал свои функции в обслуживаемой им педагогической системе и определял, исходя из изложенного, логику своей деятельности». (Ю.П. Сокольников) Причём эта логика должна соблюдаться в тесном единстве в масштабе школы.
Следовательно, современному воспитателю, учителю нужно обладать логичностью мышления и постоянно работать над его развитием, совершенствованием, критически анализируя и оценивая себя как воспитателя. Чем более развита логичность мышления у педагога, тем быстрее и успешнее он овладевает научно-обоснованной логикой педагогической деятельности.
Современные концепции воспитания и их использование в педагогической деятельности.
Педагогам как профессиональным воспитателям необходимы сегодня представления о современных концепциях воспитания для того, чтобы произвести обновление и совершенствование воспитательной деятельности. К сожалению, внесение локальных или модульных изменений в воспитании не приносят желаемых результатов. Необходимы более существенные перемены в практике воспитания учащихся, которые осуществимы лишь при системной организации мышления и действий воспитателей и воспитанников.
В настоящее время нам известны следующие концепции воспитания учащихся:
1. Системное построение процесса воспитания. Педагогическое диагностирование учащихся.
2. Системно-ролевая теория формирования личности.
3. Формирования образа жизни, достойной Человека. Педагогические технологии в работе классного руководителя, воспитателя. Педагогическая техника учителя.
4. Воспитание ребёнка как человека культуры.
5. Педагогическая поддержка ребёнка и процесса его развития.
6. Самовоспитание школьника.
7. Воспитание на основе потребности человека.
8. Воспитание как педагогический компонент воспитания ребёнка.
Концепция системного построения процесса воспитания.
В этой концепции восприятие рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности, подчёркивается, что управление происходит не личностью ученика, а процессом его развития.
Основу содержания воспитательного процесса составляют фундаментальные общечеловеческие ценности. В.А. Караковский выделяет 8 ценностей: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир, раскрывая их содержание и значимость в воспитании высоконравственных потребностей и поступков учащихся. Эти ценности предполагают построение гуманистической системы воспитания в школе.
Пути приобщения учащихся к общечеловеческим ценностям :
1. Создание комплексной программы воспитания в учебном заведении, построенных на этих ценностях.
2. Формирование отдельных целевых программ учителями, классными руководителями, воспитателями.
3. Разработка совместно с детьми своеобразных общественных договоров, фиксирующих принятия в конкретном коллективе нормы общения и отношений, основой которых является общечеловеческие ценности.
4. Составление плана воспитательной работы по следующей схеме:
Общечеловеческие ценности |
Ноябрь 1-я неделя |
Ноябрь 2-я неделя |
Ноябрь 3-я неделя |
Ноябрь 4-ая неделя |
1. Человек |
||||
5. Культура |
||||
6. Отечество |
||||
Воспитательная система школы - целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целей, субъектов, их деятельности, общения, отношений, материальной базы) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.
Системно-ролевая теория формирования личности ребёнка
Автором концепции является казанский профессор, доктор педагогических наук Николай Михайлович Таланчук. Воспитание он рассматривает как процесс человековедения (человековедение - вести к человеческому идеалу), протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей.
Цель воспитания - формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей. Задача воспитания - формирование у учащихся готовности и способности выполнять социальные роли, взятые в конкретных условиях жизни и деятельности и с учётом этапов развития личности.
Концепция «системное построение процесса воспитания» В.А. Караковского и других авторов предполагает обязательное изучение отдельной личности учащегося, его родителей, классного и школьного коллективов. Педагогическая диагностика позволяет определить уровень сформированности личности учащегося и проявление её индивидуальности (ход развития). Это даёт возможность постоянно корректировать воспитательный процесс, совершенствовать способы работы с детьми.
Концепция формирования образа жизни, достойной человека.
Создателем этой концепции является профессор Надежда Егоровна Щуркова. Образ жизни, достойной Человека - это бытие человека в мире, стремящегося к истине, добру и красоте.
Воспитание автор определяет как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребёнка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нём и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. По мнению Н.Е. Щурковой, цель воспитания - это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека, это нечто разумное, моральное, созидательное, способное творить и исполнять миссию человека.
В этом заключается триединство - разумного, духовного и творческого в жизни человека. Другими словами, жизнь, достойная Человека, - это жизнь, построенная на Истине, Добре и Красоте. Научить школьников искусству поиска смысла жизни, помочь ему не только в ситуации нравственного выбора, но и выбора лучшего себя - профессиональный долг истинного воспитателя.
Проповедуя диалогическое воспитание, автор рекомендует воспитателям организовывать размышления детей над собственными ощущениями, переживаниями, мыслями и действиями. Это сообщения детей о том, что произошло с ними за последний час, день, месяц, четверть, год. Воспитатель, получая представления детей о жизни, объединяя разрозненные факты их жизни в нечто цельное, направляет их к поиску Истины, Доброты и Красоты.
Чтобы процесс формирования образа жизни, достойной Человека, осуществлялся целенаправленно и эффективно, Н.Е. Щуркова предлагает педагогам использовать в воспитательной деятельности созданную ею Программу воспитания школьников. В программе определены педагогические задачи в работе с учащимися в соответствии с их возрастом, а также содержание, формы и методы взаимодействия, способствующие их решению.
Современные воспитательные концепции прилагаются к данному докладу.
В теории и практике воспитания различают три основные цели:
1. Идеальная цель - это некий идеал, к которому стремятся общество, школа, педагог;
2. Результативная цель - это прогнозируемый результат, часто выраженный в желаемом образе выпускника (учащегося(, который планируется достичь за определённый промежуток времени;
3.Процессуальная цель - это проектируемое состояние воспитательного процесса, оптимальное для формирования желаемых качеств ученика (учащегося).
В процессе целеполагающей деятельности воспитателя, классного руководителя каждая из названных целей наполняется конкретным содержанием, обусловленным педагогическим кредо воспитателя, целевыми установками и ценностными ориентациями образовательного учреждения, особенностями ученического коллектива и спецификой условий его жизнедеятельности.
Права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.
Советы воспитателю и классному руководителю
Дети учатся у жизни! Помни!
Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности;
Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым;
Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины;
Если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других;
Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя;
Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным;
Если ребёнок живёт в честности, он учится быть справедливым;
Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей;
Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя;
Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Система правил, реализуемых в гуманистически-ориентированном воспитательном процессе (по О.С. Газману)
Истинная самореализация педагога - в творческой самореализации ребёнка;
Ребёнок не может быть средством в достижении педагогических целей;
Всегда принимай ребёнка таким, какой он есть, в его постоянном изменении, постоянном развитии;
Все трудности непринятия в поведении ребёнка преодолевай нравственными средствами;
Не унижай достоинства своей личности и личности ребёнка;
Дети - носители грядущей культуры; всегда критически соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание - это конструктивный диалог культур;
Не сравнивай никого ни с кем, этически корректно сравнить можно только результаты действий;
Доверяя - не проверяй!
Признай право растущей личности на ошибку и не суди за неё ребёнка;
Умей вовремя признать свою ошибку;
Защищая ребёнка, учи его защищаться.
Скачать Чтобы скачать материал или !
б) создание серии специфических предпосылок для организации жизнедеятельности воспитанников на ненасильственной основе и формирование у них на разных этапах онтологического развития позиции ненасилия.
Данные условия выполнимы, если воспитанникам предоставляется свобода выбора, когда все виды деятельности имеют ненасильственное содержание, отдается приоритет позитивной оценочной доминанте, если родители воспитанников активно привлекаются к проблемам развития у студентов способности к ненасильственному взаимодействию.
Концепция системного построения процесса воспитания (В. А. Ка-раковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова).
Воспитание понимается как целенаправленное управление процессом развития личности.
Цель воспитания - всестороннее гармоничное развитие личности. Цель осуществляется путем решения следующих задач воспитания:
1) формирование у воспитанников целостной и научно обоснованной картины мира;
2) формирование гражданского самосознания личности;
3) приобщение студентов к общечеловеческим ценностям;
4) развитие у воспитанника креативности;
5) формирование самосознания и осознание личностью собственного «Я», помощь воспитаннику в самореализации.
Реализация обозначенных целей и задач требует создания гуманистической системы воспитания, содержанием которой становятся общечеловеческие ценности, такие, как Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир.
Системно-ролевая теория формирования личности (Н.М.Та-ланчук ). Воспитание - это процесс человековедения, протекающий как регулирование освоения личностью системы социальных Ролей.
Человековедение - это ведение к человеческому идеалу.
Цель воспитания - формирование гармонично развитой личности, готовой и способной полноценно осваивать систему соци-эльных ролей.
Социальные роли человек осваивает при вхождении в состав определенного сообщества людей, когда ему приходится проявлять активность при наследовании и приумножении социальных Ценностей.
Осваивая эту роль, человек приобретает качества, позволяющие ему стать личностью. Так, человек объективно становится семьянином и выполняет свой супружеский, сыновне-дочерний долг или профессионалом, способным мастерски выполнять свою работу; гражданином страны, обладающим высокой нравственной, эстетической, правовой, экологической культурой, и т.д.
Для процесса воспитания главным является создание педагогически целесообразных условий для усвоения растущим человеком знаний, идеалов, норм поведения, отношений между людьми в различных сферах жизнедеятельности. Образовательные учреждения и другие социальные институты должны целенаправленно готовить своих воспитанников к выполнению различных социальных ролей.
Воспитание как педагогический компонент социализации (М. И. Рожков). Воспитание понимается как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека.
Цели воспитания разделены на две группы: идеальная - идеал гармонично развитого человека; реальная, конкретизируемая в соответствии с особенностями воспитанников и спецификой условий их развития.
Результатом воспитания является социальное развитие человека, предполагающее позитивное изменение в его взглядах, мотивах, реальных действиях. Воспитание должно обеспечить усвоение воспитанниками системы гуманистических ценностей, развитие всех существующих сфер человека: интеллектуальной, мотиваци-онной, эмоциональной, предметно-практической, экзистенцио-нальной, волевой, сферы саморегуляции.
Воспитание ребенка как человека культуры (Е. В. Бондаревская). Воспитание понимается как процесс педагогической помощи воспитаннику в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении.
Цель воспитания - это целостный человек культуры.
Человек культуры - это:
а) личность гуманная, духовная, творческая и адаптивная; б) гражданин;
в) нравственный человек;
г) человек с развитой потребностью поиска смысла жизни, с выраженной направленностью на созидательную деятельность.
Исходное положение этой концепции - воспитание выполняет в обществе прогрессирующие и стабилизирующие функции:
Сохранения, воспроизводства и развития культуры;
Обслуживания исторического процесса смены поколений;
Свободного развития личности как субъекта культуры, его собственного развития и жизнетворчества.
Идеология воспитания представлена в виде совокупности положений, выражающих интересы детей, молодежи, нуждающихся в социальной защите, обретении прав человека и гражданина на бразование и приобщение к ценностям человеческой культуры, на творческое развитие и самоопределение.
Воспитание осуществляется в рамках личностно ориентированного образования, представляющего собой часть культуры, которая с одной стороны, питается ею, а с другой - влияет на ее сохранение и развитие через человека. Восхождению человека к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры способствуют культурные функции образования.
Важнейшая из них - гуманитарная. Ее суть - сохранение и восстановление экологии человека, его телесного и душевного здоровья, смысла жизни, личной свободы, духовности, нравственности.
Для этого нужно показать личности механизмы понимания, взаимопонимания, общения, сотрудничества, диалога, а также осуществить защиту и педагогическую поддержку индивидуальности воспитанника, выявляя совместно с воспитанником его жизненные проблемы. Общая педагогическая поддержка всех воспитанников создает эмоциональный фон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества, а индивидуально-личностная обеспечивает диагностику развития, обучения, воспитанности каждого из них.
Кулыпуросозидателъная, или культурообразующая, функция способствует сохранению, воспроизводству и развитию культуры средствами образования.
Для реализации данной функции необходимо осуществить отбор культуросообразного содержания и воссоздать в образовательных структурах культурные образцы и нормы, проектирующие зримые элементы культурной среды, культуросообразного устройства общественной жизни людей. Необходимым условием этого является интеграция образования в культуру и, наоборот, культуры - в образование.
Функция социализации проявляет себя в процессе совместной Деятельности и общения в определенной культурной среде. Ее продуктами выступают личностные смыслы, определяющие отношения индивида к миру, социальную позицию, самосознание, Ценностно-смысловое ядро мировоззрения и другие компоненты индивидуального сознания, содержание которых указывает на то, что личность берет себе из социального опыта и сколько берет и как ее психика эти приобретения качественно перерабатывает, Какое придает им значение. Чтобы социализация совершалась без значительных потерь для личности, образование должно заложить в нее механизмы адаптации, жизнетворчества, рефлексии, выжи- в ания, сохранения своей индивидуальности.
Концепция формирования образа жизни, достойного Человека (Н.Е. Щуркова). Воспитание понимается как целенаправленное, °Рганизованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества как развитие способности жить в нем и созидательно строить свою жизнь, достойную Человека.
Цель воспитания - это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.
Воспитание рассматривается как фактор вхождения российского общества в контекст мировой культуры. В связи с этим:
Воспитание необходимо рассматривать с позиций культуры;
Слагаемыми воспитания являются освоение, усвоение и присвоение мира ребенком на уровне современной культуры;
Поле воспитательного процесса распространяется на всю жизнедеятельность воспитанника;
Представление о содержании жизни достойного Человека предстает как бесконечная цепь вечных проблем жизни, решение которых не исчерпывает проблему, а ставит ряд новых, из того следует, что воспитание есть приручение к самостоятельному выбору жизненного пути, образа жизни и ответственности за свой выбор.
Воспитание направлено на приобщение к ценностям культуры в следующей последовательности: жизнь Природы, жизнь Человека, жизнь Общества, образ жизни, достойной Человека, внутренний мир человека.
Воспитание в контексте культуры - это апелляция к аккумуляторам культуры: науке, искусству, морали, персоналиям, материальным предметам, - выбор которых определяется трехсторонним подходом: «ЗНАЮ, УМЕЮ, ЛЮБЛЮ».
Воспитательный процесс - это целенаправленный, двусторонний, информационно-деятельностный, коллективно-творческий, коммуникативный, управляемый процесс, обращенный к духовному миру личности.
Основу концепции составляет личностно ориентированный подход.
Концепция самоорганизуемой педагогической деятельности (С. В. Кульневич). Эта концепция имеет особое значение для проектирования воспитательной системы колледжа или вуза.
Воспитание понимается как процесс самоорганизации личности средствами своих внутренних ресурсов, востребующих определенной внешней инициации.
Ведущей идеей концепции является идея о формировании личностных структур сознания студентов и преподавателей как источника и механизма самоорганизуемого педагогического творчества. Оно отличается от «творческих заданий» тем, что педагог может принимать педагогические решения, руководствуясь подказками особым образом развитого сознания. Идея о приоритетов роли личностных структур сознания и формировании опыта амоорганизации базируется на синергетической трактовке феномена самореализации, который состоит в способности системы самопреобразованию в новое качество, т.е. к саморазвитию. В качестве системы может выступать и сознание педагога, и образование. Одним из важнейших условий актуализации данной способности являются состояния неустойчивости (кризисности) ситуации. Переход в новое состояние сопровождается переживаниями, осознанием самой ситуации и своего места в ней. Это приводит к возникновению личностной позиции двух видов: социальной мимикрии, т.е. полного подчинения условиям среды с неизбежной ассимиляцией и деградацией личности, или активной творческой деятельности по преобразованию ситуации.
Среди законов самоорганизации важнейшее место занимает закон развития самоорганизующихся систем. Его суть состоит в том, что становление более сильной новой системы происходит в условиях ее открытости, пребывания в кризисном состоянии, характеризующемся неустойчивостью, неравновесностью, нелинейностью. Чтобы достигнуть должной устойчивости, новая структура в процессе эволюции и сопровождающих ее отклонений и случайностей должна самостоятельно «выжить».
Методологически значимыми для разработки педагогических аспектов самоорганизации являются следующие положения:
Система личности или система образования сама формирует свою границу;
Развитие личностной системы не однолинейно, неравновесно, альтернативно и хаотично;
Концепции самоорганизации - это своеобразное противоядие против доктринальной идеологии в образовании;
Концепции самоорганизации открывают новое измерение в изучении стихийных процессов, внося в них элементы мягкого и тонкого регулирования. В качестве одного из элементов такого регулирования выступает процесс профессиональной подготовки будущего педагога;
Управление данным процессом должно быть настроено на то, чтобы «запустить» механизмы самоорганизации, потенциально заложенные в личностной системе индивида;
Регулирование должно учитывать деликатность механизма самоорганизации: управляющие воздействия должны отвечать его гуманной сущности, в противном случае они разрушат самоорганизацию.
Самоорганизация - свойство любой системы к саморазвитию посредством надстраивания, «выращивания» из себя новых, более Жизнестойких структур. Педагогическая самоорганизация - способность педагога к «самовыращиванию» своих внутренних ресурсов - личностных структур сознания, придающих гуманный смысл его деятельности. Внутренние ресурсы требуют определенной внешней инициативы. В самоорганизующихся системах оси новной фактор развития - внутренний. Внутренние ресурсы -* это личностные структуры сознания: критичность, мотивирсм вание, рефлексия, коллизийность, опосредование, автономности и др. Они формируют личностный опыт сознания собственной картины мира. Феномен самоорганизации сознания опосредуется процессами осмысления, переосмысления и определенной дискредитации как традиционного содержания педагогической деятельности, так и осмысления ее новых ориентиров.
Воспитательная деятельность современного педагога характеризуется понимающим и сопереживающим соучастием, оказанием педагогической поддержки воспитанникам. Поэтому будущий педагог должен обладать навыками проектирования социально-культурной среды, построения психолого-педагогических условий нормального развития человека на основных этапах онтогенеза. Происходит изменение требований к работе педагога: от умений транслировать и формировать программный объем знаний - к умениям решать творческие задачи, формировать многомерное сознание воспитанника, развивать его способности к самореализации. В связи с этим будущий педагог в большей степени должен стать не предметником и методистом, а феноменологом нового типа воспитания. Определим смысл и содержание феноменологической деятельности.
Феноменология представляет собой:
1) учение о путях и способах развития человеческого сознания, понимаемое как саморазвитие нравственной (духовной) стороны личности;
2) учение о феноменах, т. е. необычных, парадоксальных явлениях, которые даны нам не только в чувственном восприятии, но и в смысловом значении;
3) смыслопоисковый способ углубленного познания внутренних источников, связей, механизмов развития, смысла явлений;
4) путь гуманной организации познающего сознания. Феномены выбора, свободы, нравственности, самореализации -
это не только результат влияния внешних факторов, таких, как среда, условия существования, этнические образцы поведения, но и внутренних факторов, в первую очередь - сознания и его внутреннего содержания - личностных структур в виде рефлексии, критичности, мотивирования. Внутренние факторы и определяют целеустремленность, интерес, волю к самореализации и самоутверждению личности. С феноменологической точки зрения механизм познания ценностей «запускается» при использовании следующих принципов:
1) принципа самоформирования проблемного мышления, позволяющего человеку осознать смысл и содержание общечеловеческих ценностей, путей осуществления их в жизни посредством самостоятельного целеполагания. Проблемное мышление помогает человеку решить для себя вопрос о его положении между действительностью и идеальным требованием;
2) принципа очеловечивания ценностей - только через человека ценности воздействуют на мир, предоставляя ему власть над вещами, позволяющую вмешиваться в естественный ход событий и изменять его, руководствуясь категорическим (нравственным) императивом. Для этого ценности должны быть приняты на уровне личного смысла, т.е. быть поняты и приняты как имеющие значение для личности;
3) принципа переживания содержания ценностей. Феноменология предлагает личности выбирающего исследовать факты с их внутренней, явно не обозначенной, но всегда определяющей стороны. Такой взгляд в первую очередь обращается к тому, что переживает сознание, т.е. к ценностям, составляющим его содержание;
4) принципа феноменологической редукции. Редукция как возвращение, упрощение, очищение позволяет свести в одну точку, сосредоточить «рассеянные» в пространстве и времени понятия ценностей.
Из феноменологических смыслопорождающих факторов, которые сознание вводит в схему жизни через человека, наибольший интерес с позиций феноменологии воспитания представляют факторы интеллигибельного и морального чувства.
Интеллигибельное чувство устанавливает «объективирующую» ось сферы существования. Интеллект использует это чувство для изыскания смыслов во всех проявлениях естественной жизни и разработке проектов ее бесконечного расширения. Интеллект объективен потому, что находится перед нами и привносит в наше восприятие проверку, оценку, удовольствие, преобразования в соответствии с порядком, изобретенным нами и призванным править этим миром.
Моральное чувство водит субъективирующую ось человеческих значений, через которую человек развивается как самоорганизующееся существо. Через моральное чувство вводится обращенная на себя линия индивидуального поведения.
Моральные чувства - забота о наших личных и общественных интересах - позволяют человеку оценить его положение в единстве всего живого. Моральные чувства определяют социальную сферу) в которой участники считаются с интересами, склонностями и чувствами других.
Личность может найти опору для построения себя в нравственных ценностях, соответствующих ее субъективному опыту нравственности. Обозначим сложности в реализации концепций воспитания и их разработки:
Отсутствие общетеоретического подхода к воспитанию как к непрерывному процессу от дошкольника до студента профессиональной школы;
Многообразие трактовок самого понятия «воспитание»;
Разброс мнений в определении предмета воспитания: это и чувства, и система социальных ролей, и духовность, и направленность на успех;
Отсутствие общероссийских, общенародных совокупностей жизненных ценностей, формулируемых на пересечении трех основных осей: индивидуализм - коллективизм; прагматизм - духовность; атеизм - вера;
Налицо социальная стратификация российского общества. На современном этапе есть опасность заметного его расслоения по категории доходов, которая сейчас существует лишь в крупных мегаполисах. Данная тенденция создает реальную угрозу созданию единой стратегии воспитания;
Иерархизация ценностей общественного сознания. Существуют три плана ценностей: бытийные (жизнь, бытие, созидание); нравственные: добро, вера, красота, истина, свобода: моральные (достоинство, честь, долг, ответственность, толерантность).
При разработке стратегии воспитания в образовательной системе следует учесть, что процесс реализации складывается из таких стратегий:
1) стратегии сохранения (того, что актуально существует);
2) стратегии изменения (того, что изменяется или должно быть изменено);
3) стратегии развития (того, что развивается); . 4) стратегии предотвращения.
■* При разработке конкретной концепции нужно определить доминанту одной из них.
Таким образом, все существующие на сегодняшний день подходы и концепции отражают три направления воспитательного взаимодействия всех его участников:
В воспитательной системе образовательного учреждения, где в совокупности функционируют все системы и направлены они на развитие каждого воспитанника;
Воспитательной системе учебной группы, где реализуется вся активная деятельность и взаимодействие воспитанников; i
Системе индивидуального развития и поддержки каждого) воспитанника.
Все они ориентируют воспитание на формирование целостной: личности, ядром которой являются Человек, Культура, Мир, Природа, Отечество, - личности профессионала, транслирующей культурные ценности. 13.3. Воспитание как процесс формирования личности будущего профессионала
Вопросы формирования личности будущего профессионала играют существенную роль в подготовке специалиста со средним профессиональным образованием. Ведь именно ценностные ориентации, отношения, убеждения, социально и профессионально значимые качества личности оказывают влияние на модель профессиональной деятельности и те способы, с помощью которых молодой специалист должен транслировать социокультурные нормы своим воспитанникам.
Основной ориентир профессионального воспитания - профессиональное становление специалиста в соответствии с объективными требованиями общества. Выпускник колледжа должен осознавать общественный смысл выбранной профессии, определять личностную значимость профессионального труда, творчески относиться к профессиональной деятельности, владеть навыками профессионального поведения на основе принятия правил профессиональной этики.
В качестве условий, способствующих эффективности профессионального воспитания, выделяют следующие:
Создание ситуации выбора на каждом этапе профессионального воспитания;
Дифференциацию целей, задач, содержания профессионального воспитания с учетом индивидуальных особенностей студентов;
Направленность образовательного процесса на решение задач профессионального воспитания, на построение системы профессиональных отношений;
Построение системы профессионального воспитания на основе ведущей роли в нем программы самореализации личности будущего специалиста;
Организацию сотрудничества на основе взаимного доверия, Диалога, установления субъект-субъектных отношений между преподавателем и студентами;
Ориентации студентов в ценностях будущей профессиональной деятельности;
Построение содержания учебных дисциплин в направлении самопознания, самоанализа, саморазвития личности студента как "УДущего специалиста.
В связи с этим стоит остановиться более подробно на механизмах профессионального развития и становления личности студента.
Из психологии известно, что развитие - это основной способ существования личности, благодаря которому происходит накопление, обновление ее количественных и качественных изменений Профессионально-личностное развитие студента колледжа мож-но определить как единство общекультурного и профессионально-обусловленного в личности, индивидуально личностную окрашенность педагогической деятельности.
По ходу развития личности постепенно происходит ее профессиональное становление. Поскольку в психолого-педагогической литературе наблюдается разнообразие трактовок понятия «становление», за основную примем такую.
Становление - приобретение новых признаков и форм в процессе развития, приближение к определенному состоянию.
Профессиональное становление студента средней профессиональной школы - это процесс профессионального самоопределения, адаптации к профессии, образовательному учреждению, овладения специальностью, положительного отношения к выбранной профессии, проявления желания работать или продолжать образование по избранной специальности после получения диплома о среднем профессиональном образовании.
Становление студента как специалиста предполагает:
1) появление новых психических качеств личности, которые раньше или полностью отсутствовали, или были, но в другом виде;
2) возникновение различных видов профессиональной деятельности.
Процесс профессионального становления детерминируется рядом факторов, среди которых выделяются окружающая и внутренняя среда, жизненный опыт студента, активность личности.
В основе профессионального становления находится профессиональная направленность личности как системное качество личности, определяющее ее отношение к профессии, потребность и готовность к профессиональной деятельности. Выделяют несколько составляющих профессиональной направленности:
а) профессиональная позиция как методологическое основание направленности в виде профессиональных мотивов, ориентации, принципов;
б) ценностные ориентации как относительно устойчивые социально обусловленные оценки значимых сторон профессиональной деятельности;
в) профессиональное самоопределение как сложный процесс поиска личностью своего места в профессии, отношение к себе как субъекту профессиональной деятельности, приобретение определенного профессионального статуса;
г) профессиональная компетентность как опыт, знания, умения, навыки и привычки, реализуемые в профессиональной деятельности.
Профессиональное становление личности как непрерывный процесс формирования и проектирования личности специалиста имеет свои стадии.
На первой - стадии формирования профессиональных намере- ии - происходит отбор способов получения профессионального "бразования в соответствии с выбранной профессией.
На второй - стадии получения профессионального образова- иЯ - происходит адаптация к учебному заведению, к новой роли студента, освоение системы профессиональных ЗУН, формирование профессионально значимых качеств личности и положительного отношения к профессии.
На третьей - стадии профессионализации - происходит вхождение в профессию, приобретение профессионального опыта, дальнейшее развитие личностно-профессиональных качеств, нужных для квалифицированного выполнения профессиональной работы.
На четвертой - стадии мастерства - происходит качественное выполнение профессиональной деятельности на основе творчества, интеграции сформированных профессиональных ЗУН в индивидуальный стиль деятельности.
Современная социокультурная обстановка требует обращать внимание на формирование личностно-психологической и социально-профессиональной успешности индивида. В связи с этим в профессиональном воспитании акцент смещается в сторону реализации модели личности, способной к самостоятельной и контекстной выработке средств адаптации, обеспечивающей в конечном итоге ее жизнеспособность.
Личность должна:
Владеть минимально необходимым и максимально возможным объемом знаний, обеспечивающих адаптацию в среде и успешную реализацию личностных целей;
Иметь сформированные интеллектуальные навыки, позволяющие самостоятельно принимать решения в ситуациях учебного, социального, гражданского выбора, нести ответственность за результат, обеспечивать готовность личности к освоению и использованию наиболее эффективных интеллектуальных стратегий;
Владеть основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения, учебной, трудовой деятельности, выполнения профессиональных, гражданских или семейных обязанностей;
Владеть социально необходимым уровнем общей, технологической, валеологической, профессиональной культуры;
Иметь такие личностные качества, которые позволяют человеку продуктивно реализовать свои цели, соотносимые с целями и потребностями окружающих людей, государства, общества в Целом;
Обладать физическими, психофизиологическими, духовными, интеллектуальными и другими жизненными ресурсами, обеспечивающими жизнеспособность, саморазвитие конкретного человека вопреки неблагоприятным обстоятельствам, изменять их, применяя социально приемлемые формы поведения.
Обозначенная модель личности требует обратить внимание на формирование системы свойств личности в процессе профессионального воспитания.
Свойства личности как основа конкретного ее существования, как относительно устойчивые и постоянные отношения человека к самому себе, окружающим и природе, к материальным и духовным ценностям выражают единство согласованности человека с обществом и самим собой. Это проявляется во внутреннем равновесии, стабильности и единстве всех составляющих ее свойств. Поэтому говорят о «самоактуализирующейся» и «самоуничижающейся» личности.
Свойствами личности становятся такие качества, как восприятие действительности, такой, какая она есть; признание себя, других людей, природы; доброжелательность по отношению к другим людям; чувство юмора; открытость для опыта; эмпатия; потребность оценки своих действий; способность действовать независимо от других; доверие; творчество и т.д.
Одним из ведущих свойств развивающейся личности является «здоровое самоуважение», выраженное в реальной оценке собственных возможностей, самопринятие, самоуважение, автономия, умение быть в компании и наедине с собой. Человек, обладающий чертами «здорового самоуважения», проявляет открытость в общении; у него довольно большой поведенческий репертуар, активная спонтанность; способность радоваться и получать удовольствие; включенность в настоящее. Он обладает набором следующих умений и навыков:
коммуникативных, позволяющих гармонизовать личные отношения с другими людьми, создающих умение общаться, трудиться в коллективе;
профессиональных, определяющих готовность специалиста пересмотреть свою социально-профессиональную ориентацию, приобрести новую профессию, установить эффективные связи;
технологических, проявляющихся как умение решать теоретические и практические проблемы на основе анализа и с использованием научных знаний;
информационных, позволяющих добывать, сохранять и использовать полученную информацию.
Кроме этого самоактуализирующаяся личность - это социально зрелая, высокомотивированная личность, готовая стать полезной для общества, владеющая богатством мировой и отечественной культуры.
Особенностью «самоуничижающейся» личности являются низкая или надуманная самооценка, когда человек неадекватен в оценке своих возможностей; самобичевание или излишняя самокри-
а когда он не видит своих достижений; самозаблуждение на т снове переоценки собственных способностей; эмоциональная зависимость от других; противоречивость, выраженная в отрицании необходимости в других. Поэтому в результате такая личность придерживается неизменных штампов поведения; критикует ДРУ ГИХ " >что бы поддержать собственное «Я»; не умеет слушать других, избегает обратной связи; подавляет, отрицает собственные чувства или хранит их в себе.
Понятие воспитания.
Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности. Главное в нем – это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Является частью процесса социализации.
Цель воспитания.
Цель – свободная, всесторонне развитая, гармоническая личность.
Однако каждый педагогический коллектив должен конкретизировать ее применительно к своим условиям и возможностям.
Воспитательные задачи:
1) формирование целостной картины мира;
2) формирование гражданского самосознания;
3) приобщение к общечеловеческим ценностям;
4) развитие креативности (творческости) как черты личности;
5) осознание собственного «Я» помощь в самореализации.
Принципы воспитательного процесса:
1) личностный подход в воспитании;
2) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе;
3) средовый подход в воспитательной деятельности;
4) дифференцированный подход к воспитанию детей;
5) природосообразность воспитания (учет половозрастных особенностей);
6) культуросообразность воспитания;
7) эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка.
Чтобы перечисленные ценности стали основой содержания и процесса воспитания школьников в целом, педагогам предлагается несколько путей приобщения детей к общечеловеческим ценностям:
– создание комплексной программы воспитания в образовательном учреждении, построенной на этих ценностях;
– формирование отдельных целевых программ;
– разработка совместно с детьми своеобразных общественных договоров, фиксирующих принятые в конкретном коллективе нормы, основой
которых являются общечеловеческие ценности.
Механизм воспитания
Главный механизм воспитания – это функционирование воспитательной системы образовательного учреждения, в рамках которой проектируются и создаются наиболее благоприятные условия мя всестороннего развития учащихся.
В практике системного воспитания используется такое педагогическое средство, как ключевое дело (нередко называют «крупной дозой воспитания»).
Критерии и показатели эффективности
Первая группа – критерии факта (позволяют ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система).
Вторая группа – критерии качества (позволяют определить уровень развития воспитательной системы и ее эффективности). Это степень приближенности к поставленным целям, общий психологический климат, уровень воспитанности выпускников школы.
Понятие «воспитание» Это целенаправленное управление процессом развития личности; создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, личности и как индивидуальности.
Цель воспитания Всестороннее гармоничное развитие личности.
Принципы воспитания
1) личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка; признание их социальных прав и свобод; ориентация на личность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания; отношение к воспитаннику как к субъекту собственного развития; опора в воспитательной деятельности на всю совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса;
2) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе, ведь только уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой;
Средовой подход в воспитательной деятельности,
т.е. использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка;
4) дифференцированный подход к воспитанию детей, в основе которого лежит отбор содержания, форм и методов воспитательной работы, во-первых, в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально-психологическими условиями, во-вторых, в связи с особенностями номинальных и реальных групп, в-третьих, согласно ведущим функциям институтов воспитания, в-четвертых, с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса;
5) природосообразность воспитания, которая предполагает обязательный учет половозрастных особенностей учащихся.
6) культуросообразность воспитания, т.е. опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки;
Эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка.
Содержание воспитательной работы Знания, умения, навыки, позволяющие вести ребёнку работу по самопознанию, самоутверждению, самореализации. Они приобретаются в учебной и внеклассной деятельности, в процессе которой создаются социальные ситуации пробы, представляющие собой упражнения по самооценке учащимися своих возможностей и выбору адекватных способов поведения. Благодаря этому формируется потребность и способность осуществлять работу по самосовершенствованию.
Имплицитная концепция воспитания (
Понятие - Имплицитную концепцию воспитания этноса можно рассматривать как центральную неосознаваемую ценностную ориентацию в социальном поведении взрослых по отношению к подрастающим поколениям.
Цель - Укрепление преемственности поколений на устоявшихся традициях; процесс адаптации к социуму (социализация).
Принципы - Стереотипность, повторяемость взглядов, знаний, способов воспитания.