Дизайн Маникюр Болезни

Сколько шаров используется в карамболе. Правила игры в бильярд – Карамболь (французский бильярд)

Карамболь - разновидность игры в бильярд, при которой не нужно забивать шары в лузы (чаще всего используются бильярдные столы без луз) . Эта одна из старейших французских игр популярна и сегодня.

Существует несколько разновидностей игр:

  • Открытая партия,
  • Кадре 41/1,
  • Кадре 72/2
  • Карамболь от одного борта,
  • Карамболь от трех бортов,

    Пожалуй, главная особенность пятиборья заключается в том, что все пять игр - “Открытая партия”, “Кадре 47/1”, “Кадре 74/2”, “Карамболь от одного борта” и “Карамболь от трех бортов” - проводятся карамбольном столе без луз.

    Карамболь от трех бортов

    Самой сложной в пятиборье и одной из наиболее престижных в мировом бильярде игр считается “Карамболь от трех бортов”, или в буквальном переводе “Трехбортовый бильярд”. Эта игра требует от спортсмена высочайшей техники владения шаром и совершенного геометрического мышления. С нее мы и начнем рассказ о европейском карамболе.

    Игра ведется тремя шарами - красным, желтым и белым. Последние два - битки. Каждый партнер на протяжении всей игры играет только своим битком. Смысл игры заключается в том, чтобы биток игрока, выполняющего удар, коснулся любого из двух других шаров, затем отразился как минимум от трех бортов (отсюда и название игры), а потом попал во второй шар. Возможен и иной вариант удара вначале касание битком трех бортов, а затем карамболь по обоим шарам, однако, во всяком случае до столкновения со вторым шаром, биток должен непременно совершить обход не менее трех бортов бильярда.

    За каждый успешно выполненный карамболь игрок получает одно очко. В случае неудачи право на удар переходит к сопернику. Игра ведется до пятнадцати очков, а общий счет партий - до трех побед Если первым 15 очков набрал игрок, начинавший партию, его соперник имеет право на завершающую серию ударов, так что результатом партии может быть и ничья.

    Право первого удара разыгрывается весьма оригинально. Шары устанавливаются на бильярде. Оба игрока одновременно бьют по биткам так, чтобы, отразившись от дальнего короткого борта, шар вернулся к ближнему. Тот, чей шар встанет ближе к короткому борту, у которого находятся в момент розыгрыша игроки, и начнет игру. Если шары встали одинаково, розыгрыш повторяется. При этом ни в коем случае нельзя задевать красный шар. Касание его автоматически означает проигрыш розыгрыша.

    В начале игры шары выставляются в позицию, и первый удар проводится битком обязательно по красному шару. Правила игры, в сущности, немногочисленны. Если при ударе чужой шар вылетает за борт, он просто выставляется на свою первоначальную точку без каких-либо последствий для бьющего. Вылет за борт своего шара влечет переход права на удар к сопернику, который начинает серию из начальной позиции. Кроме того, бьющий может потребовать восстановления начальной позиции и в том случае, если его биток встал вплотную к красному шару.

    Соревнования по “Карамболю от трех бортов”, ежегодно проводящиеся в рамках Мирового кубка по бильярду, собирают множество поклонников этой красивой, зрелищной и динамичной игры, а сам Кубок по праву считается наиболее престижной наградой в мировом бильярде.

    Открытая партия

    Играется до 500 очков. Карамболь здесь разрешается делать произвольно - касание битком борта стола не обязательно. Каждый успешный удар приносит одно очко. Однако, когда все три шара в процессе игры соберутся в одной из угловых запретных зон, бьющий может сделать карамболь только один раз. Если после карамболя хотя бы один шар не вышел за пределы зоны, право на удар переходит к сопернику.

    Кадре 47/1

    Игра ведется на столе, расчерченном на девять зон (см. рис. 4). Сторона квадратов в углах стола составляет 47 сантиметров. Играть шарами, собравшимися вместе в одной из зон, так же как и в открытой партии, можно лишь один раз. Чтобы не прервать серию, игрок должен позаботиться о том, чтобы к следующему удару зону покинул хотя бы один шар.

    Кадре 74/2

    Эта игра весьма схожа с предыдущей. Стол здесь делится на шесть зон (рис. 5), внутри которых допускается два карамболя.

    Карамболь от одного борта

    Название игры говорит само за себя: перед столкновением со вторым шаром биток должен по меньшей мере один раз отразиться от борта.

    Во всех этих играх право на первый удар разыгрывается так же, как и для “Карамболя от трех бортов”, а начальная позиция несколько отличается - шары выстраиваются в линию.

  • Карамболь от борта

    «Единицу» выставляют у длинного борта недалеко от угловой лузы, а «двойку» – в растворе противоположной угловой лузы. Биток также располагается у длинного борта рядом с угловой лузой, напротив «единицы». Необходимо загнать «туза» в верхнюю среднюю лузу, а «двойку» – в угол.

    Для того чтобы выполнить трюк, нужно провести карамбольный удар по схеме, показанной на рисунке.

    Карамболь от борта

    Авторство этого эффектного и красивого трюка принадлежит знаменитому игроку – капитану Менго. Впервые бильярдный фокус был продемонстрирован зрителям почти 150 лет назад, в середине XIX столетия. В то время для оборудования столов использовали невулканизированную резину, которая во многом затрудняла выполнение многих ударов (в том числе и описанного выше карамболя от бортов).

    Из книги Бильярд автора Останин Евгений Анатольевич

    «Пирамида без касания борта» Правила игры «Пирамида без касания борта» аналогичны правилам «Малой русской пирамиды». Различие между ними заключается лишь в том, что в «Пирамиде без касания борта» запрещается проводить такие удары, в результате которых «свой» шар будет

    Из книги автора

    Упражнения для отработки отражения битка от борта Обычно начинающим спортсменам чувство соотношения при ударе «своего» шара в борт представляется труднообъяснимым. Однако существует целый ряд упражнений, которые помогут не только отработать удар, но и почувствовать

    Из книги автора

    Прямой карамболь Вначале обратимся к одной из разновидностей прямого карамболя.Упражнение 1. Игрок ставит биток на продольной оси, проходящей через игровое поле. Биток располагается рядом с прицельными шарами и невдалеке от ближнего короткого борта.«Свой» шар ударяют

    Из книги автора

    Косвенный карамболь Прежде чем приступать к отработке приемов косвенного карамболя, нужно как следует потренироваться в предыдущих упражнениях, поскольку косвенный карамболь по праву считается более сложным, хотя и более эффектным. Настоящий профессионал должен уметь

    Из книги автора

    Встречный карамболь Специфика встречного карамболя состоит в том, что «свой» шар бьет «тройку» во время их встречного движения. Перед этим происходит промежуточное соударение двух играемых шаров.Упражнение 1.Два прицельных шара следует поставить так, чтобы они стояли

    Из книги автора

    «Карамболь от одного борта» Для этой партии поле стола на зоны не размечается. Название игры соответствует ее содержанию. В ходе выполнения карамболей перед столкновением со вторым прицельным шаром биток непременно должен отразиться как минимум от одного борта.В этой

    Из книги автора

    «Карамболь от трех бортов» В профессиональном бильярде эта игра считается самой сложной, но при этом и самой престижной. Во-первых, спортсмен должен прекрасно владеть «своим» шаром; во-вторых, у него должен быть особый характер мышления, позволяющий ему правильно

    Из книги автора

    Шар от борта в лузу Для того чтобы продемонстрировать такой трюк, необходимо выставить «свой» шар на борт на некотором расстоянии от одной из угловых луз. Затем по битку нужно нанести довольно сильный удар и послать его в противоположный угол.Данный трюк можно выполнить

    Из книги автора

    Карамболь с накатом Шары выставляются на столе в следующем порядке. «Семерку» размещают у губы верхней средней лузы, «восьмерку» – на некотором расстоянии от нее. Играемый шар «9» ставят в растворе верхней правой угловой лузы. Биток устанавливают в центре бильярда.

    Из книги автора

    Перескок от борта Биток выставляют на стол недалеко от угловой лузы. Рядом с ним размещают четыре шара: «пятерку», «шестерку», «семерку» и «восьмерку». «Девятка» стоит у противоположной угловой лузы. Необходимо положить ее в лузу, не стушевав при этом прицельные шары,

    Из книги автора

    Прорыв от борта 10 шаров выставляется на столе цепочкой попарно. Два шара – белый и черный – стоят перпендикулярно у средней лузы. Необходимо положить черный шар в среднюю лузу от борта. Для выполнения трюка необходимо нанести удар по битку, руководствуясь схемой,

    Из книги автора

    Карамболь с отбросом шара в сторону Три шара выставляют вдоль ближайшего короткого борта. При этом играемые шары стоят вплотную друг к другу, а биток – на некотором расстоянии от них. Вследствие удара (накат с левым боковиком) биток отталкивает белый шар в сторону, после

    Из книги автора

    Двойной карамболь в движении Для того чтобы выполнить этот трюк, необходимо нанести по белому такой удар, чтобы загнать красный в левый верхний угол. После этого нужно направить белый шар вдоль бортов стола так, чтобы он, трижды отразившись от них, направился бы в угол и

    Из книги автора

    Карамболь между 24 стаканами 24 стакана выставляют на стол в восемь рядов. При этом ряды делают такими, чтобы в шести центральных крайние шары стояли близко к борту стола. При этом и ряды, и стаканы должны находиться на одинаковом расстоянии друг от друга.В крайних рядах

    Из книги автора

    Карамболь с шарами и кеглями Биток выставляется на средней линии стола. Близко к нему, по два с каждой стороны, размещают прицельные шары. Четыре кегли ставят в углах, а пятую – в центральную точку бильярда. Необходимо сбить все кегли. Для того чтобы провести трюк, нужно

    Карамболь — это вид игры на бильярде. Это и определение удара, когда биток (шар, по которому наносится удар) последовательно соударяется с двумя прицельными шарами.
    Игра в бильярд Карамболь и нижеследующие правила (для столов, шаров и оборудования) соответствуют описанным в спецификации оборудован. ВСА стандартам.
    Шары, используемые в игре Карамболь , один красный шар и два белых. Каждый игрок имеет свой белый шар, служащий при выполнен. удара битком. Красный же шар битком не может быть.
    В качестве отличительных примет для битков служит помета на каждом из них: две или три точки.
    Игра «Карамболь» с 4 шарами использует 4 шара.
    Правильным будет считаться удар по битку, если наносится наклейкой кия. Игрок, выполняющ. удар, выбирается следующим образом:
    1. Процедурой раската (именно только раскат применяется на официальн. соревнованиях).
    2. Жребием.
    Тот игрок, который выиграл жребий или раскат, производит сам начальн. удар или уступает его противнику.







    Раскат, т.е. розыгрыш начальн. удара в игре «Карамболь».

    На заднюю отметку выставляется красный шар (составляет исключение игра Карамболь с 4 шарами). Осуществляется удар из-за передней линии «с руки». Слева становится один игрок, справа по отношению к передней отметке — другой. Производятся удары одновременно, направляясь к задн. борту и обратно к борту переднему. Выигрывает право перв. удара тот игрок, чей биток ближе остановится к переднему борту. Заднего борта шар должен хоть однажды коснуться. Во внимание не принимаются иные бортовые соударения. Автоматически проигранным считается раскат, если:
    1. Шар оказался на половине стола соперника.
    2. Шар не коснулся задн. борта ни разу.
    3. Шар выскочил за пределы стола.
    4. Шар дотрон. до красного шара.

    Процедура раската повторяется ещё раз, если у обоих игроков есть нарушения (смотри выше) или судье трудно определ., какой из шаров ближе. При раскате игроки ударяют в одно и то же время (абсолютной синхронн. может и не быть).

    Выбор битка в игре «Карамболь».

    Тот, кто выиграл раскат, имеет право выбир. биток (помеченн. или сплошь белый). Этим битком он и будет в течение всей игры пользоваться. В качестве битка при нечётном количестве игроков используется шар, не бывший «битком» при предыдущем ударе (является исключением игра «Карамболь с 4 шарами», в которой по иной схеме расставляются шары).

    Первый прицельный шар в игре

    Тот, кто осуществляет начальный удар, должен сперва коснуться красного шара, а после этого — битка соперника. Ошибкой считается, если биток сначала всё-таки коснулся битка противника. В этом случае серия для играющего завершается, набранное же очко не засчитывается (будет исключением игра «Карамболь с четырьмя шарами»). Последовательность соприкосновений с красным (а в игре «Карамболь с четырьмя шарами») и белым шарами неважна при всех последующих ударах. В следующих ударах первым прицельным шаром можно выбирать и красный шар (розовый в игре «Карамболь с четырьмя шарами»), а также биток соперника. «Красный шар» — исключение.

    Нога на полу при игре Карамболь.

    Во время соприкосновения битка и наклейки (т.е. в момент удара) одна нога играющего должна стоять на полу, иначе удар будет признан фолом. Размер, форма и способ ношения обуви должны быть оптимальными.

    Вы когда-нибудь задумывались, как вы воспринимаете внешний мир? Прежде всего вы должны начать с себя и понять самого себя в этом мире.

    Удар во время движения шаров

    Если при выполнении удара любой другой шар на столе движется, то выполняемый удар считается нарушением. Шар, вращающийся на месте, движущимся считается.

    Завершение удара.

    До тех пор удар считается не завершённым (а значит и не засчитанным), пока шары на столе не остановятся (все, даже вращающиеся на месте).

    Фол при соприкос. шаров.

    Удар не засчитывается (т.е. будет нарушением), если биток, находящийся в игре, и любой прицельный шар соприкоснётся с чем-нибудь (одеждой, мелком, телом и т.д.) кроме наклейки кия, соприкосновение которой с битком при выполнении правильного удара допускается только один раз.

    Фол при двойном ударе в игре Карамболь.

    Нарушением считается, если в течение удара наклейка кия касается битка долее одного раза. Решение судьи о том, что наклейка кия соприкасалась с битком во время его прикосновения к прицельному шару — считается фолом.
    Если по мнению судьи (а он исходит из характера позиции шаров, их поведения, звука во время удара было два раздельных соприкосновения битка и наклейки кия, то такой удар считается нарушением.

    Фол при пропихе

    Если в процессе удара биток наклейкой кия пропихивается так, что соприкосновение продолжается больше мгновения, которое соответствует обычному удару, то такой удар считается нарушением. Удар будет считаться фолом, если во время него игрок протолкнул или пропихнул наклейкой кия биток.

    Выскочивший биток.

    Если после удара биток выскочил за пределы игровой поверхности стола — то это нарушение.

    Общие правила при фоле.

    Наказания за нарушения в разных играх отличаются. Однако ряд общих правил всё-таки существует:
    -У того, кто нарушил правила, серия заканчивается.
    -Не засчитываются ранее набранные очки.

    Неправильный перескок в игре «Карамболь».

    Расценивается как нарушение, когда игрок при нанесении удара ниже центра битка («подбрасывании» или «подковыривании» битка) отрывает его от стола, чтобы обойти мешающий шар. Такой прыжок вызывается случайно и не всегда считается фолом, но когда в течение удара наконечник или шафт касается битка, это считается всё-таки фолом.

    Наказание при умышленном фоле.

    Удары по битку, который находится в игре, наносятся только наклейкой кия (наконечником, шафтом и т.д.) и ничем более. Согласно правил такие удары — нарушение.
    Если же удар наносится умышленно, судья предостерегает игрока и предупреждает, что, повторяя аналогичное нарушение, он проиграет и ему будет засчитано поражение.

    Самопроизвольно двигающиеся шары в игре «Карамболь».

    Шар, который катится, поворачивается, сдвигается или по-другому двигается самопроизвольно, должен быть оставлен в сложившейся позиции. Затем игра продолжается.

    Ответственность игрока за нарушение правил в игре

    Если игрок принёс мелок, машинки, приспособления для правки наклейки кия или использует другие предметы рядом со столом, то он несёт за них ответственность. Бывает что игрок сбивает наконечник машинки или роняет мел. В случае касания таким предметом любого шара, который находится в игре, игрок тоже несёт ответственность.

    Выскочившие шары.

    Выскочившими считаются шары, которые после удара вышли за пределы поверхности стола (борт, пол). В процессе игры шары иногда выскакивают на поверхность борта. Если же они самостоятельно, не коснувшись какого-нибудь предмета, не являющегося частью стола, вернулись на игровую поверхность, то считаться выскочившими они не будут.
    А если шары коснулись, например, крепления светильника, мелка на борте и т.п., то есть коснулись чего-нибудь, не являющегося поверхностью стола, их считают выскочившими, хотя они самостоятельно вернулись на поверхность стола. После того как шары на столе остановятся, выскочившие шары выставляются (см.п. «Выставление выскочивших шаров»).

    Вмешательство, которое не вызвано игроком.

    Если во время созтязания произошло перемещение шаров, не вызванное игроками (даже когда игрока толкнут, в результате чего положение шаров изменится), то прежняя позиция максимально точно восстанавливается. Штраф не налагается. Игра продолжается. В официальном соревновании судья сам восстанавливает положение шаров. В случае любых воздействий стихии (ураганы, землятрясения, отключение электричества) это правило тоже действительно.

    Определение правильного отыгрыша в игре Карамболь.

    Если после соприкосновения битка с прицельным шаром хоть один шар доведён до борта, отыгрыш будет выполнен правильно. Впрочем, по правилам игры «Трёхбортный карамболь» преднамеренные отыгрыши запрещаются (по версии Ассоциации Соединённых штатов (USBA).

    Ограничение на количество отыгрышей.

    Выполнять подряд несколько преднамеренных отыгрышей нельзя. Если отыгрышем закончилась последняя серия, то игрок обязан в начале следующего игрового подхода сделать попытку результативного удара. Будет нарушением это правило не выполнить. (К правилам игры «Трёхбортный карамболь» требования данного пункта неприменимы.)

    Удар после отыгрыша

    Если игроком выполняется преднамеренный отыгрыш или совершается нарушение, то этот игрок должен выполнить «удар после отыгрыша» в начале следующей серии, т.е. стремиться к результативному удару. Фол объявляется игроку, который вновь начинает отыгрыш. Объявление фола в этом случае не зависит от того, были соблюдены или не были соблюдены условия правильного отыгрыша. (К правилам игры «Трёхбортный карамболь по версии Бильярдной Ассоциации Соединённых штатов требования этого пункта не применяются).

    Выставление выскочивших шаров.

    Биток выставляется на переднюю отметку, если он выскочил.
    Если передняя отметка занята, то на заднюю отметку выставляется, а если и она занята, то на среднюю выставляется.
    Если белый прицельный шар выскочил, он выставляется на переднюю отметку. (Если она занята, то биток на заднюю отметку выставляется, если и она занята, на среднюю выставляется).
    Если красный прицельный шар выскочил, то он на заднюю отметку выставляется. (Если же она занята, шар на переднюю отметку выставляется, если и она тоже занята, то на среднюю).
    В случае выскакивания и прицельного шара, и битка, первым выставляется биток, за ним прицельный шар (по выше описанным правилам).
    При выскакивании обоих прицельных шаров они выставляются соответственно выше описанным правилам.
    Если отметка предназначена для выставления какого-нибудь прицельного шара, а её занимает биток, то выставляется сначала тот прицельный шар, отметка которого не занята. Следующий выставляется по правилам, описанным выше.

    Виды карамболя.

    1. Однобортный.

    Цель игры — раньше противника набрать определённое количество очков.
    а) биток коснулся хоть одного борта, а потом последовательно двух прицельных шаров.
    б) биток коснулся прицельного шара, потом борта, а затем другого прицельного шара.
    В случае ошибки списывается со счёта игрока одно очко. Позволяется продолжить подход при результативном ударе.

    2. Трёхбортный.

    Цель аналогична цели однобортного карамболя.
    Результативным считается удар, если
    а) биток коснулся трёх бортов (как минимум), а потом последовательно коснулся двух прицельных шаров.
    б) биток коснулся прицельного шара, потом трёх бортов, а затем другого прицельного шара.
    в) биток коснулся борта, затем прицельного шара, потом ещё двух бортов, а после этого другого прицельного шара.
    г) биток коснулся двух бортов, затем прицельного шара, затем ещё одного борта, а после этого другого прицельного шара.
    Фол объявляется, если после удара несколько шаров (или один) выходят за пределы стола. Выполняя умышленный отыгрыш (при условии, что прицельный шар стоит вплотную к борту), нужно, чтобы после соударения прицельного шара и битка, каждый из них коснулся борта (биток — любого, а прицельный шар до другого борта дошёл).
    Продолжить подход можно после результативного удара. Право удара переходит к противнику, если игрок ошибся. При этом очки не списываются со счёта.

    3. Открытая партия.

    Особенности открытой партии.
    Касание битком бортов не обязательно при соударении шаров. Одно очко начисляется за результативный удар. В треугольных зонах, очерченных в углах стола, можно сделать только один карамболь, после чего производится обязательно удар, за которым биток партнёра или красный шар должен покинуть эту зону для продолжения серии ударов. Удар переходит к противнику, если шар не покинул зону. При этом не взимается штраф.

    4. Кадре 47/1.

    Особенности.
    На столе 9 зон: три зоны — прямоугольные и у коротких бортов (сторона 47 см) — шесть квадратов. Собравшимися в каждой зоне шарами производится только один карамболь., потом биток или красный шар соперника зону должен покинуть. Шар, который покинул зону, имеет право вернуться для продолжения следующего карамболя (одного) в ту же самую зону.

    5. Кадре 74/2.

    Особенности.
    На столе 6 зон: стол делится вдоль длинных бортов пополам одной линией. Параллельно коротким бортам (на расстоянии 74см) проходят ещё две линии. Разрешается выполнить два карамболя подряд в каждой из зон.

    6. Артистический карамболь.

    В этой игре требуется, чтобы количество и последовательность соударений битка с бортами и прицельными шарами были строго определены для конкретного случая. Определена позиция шаров для каждого удара. На стол можно (в некоторых положениях) выставлять одну или несколько фишек, чтобы определить траекторию движения шаров.
    Позволяются три попытки игроку для осуществления удара. Если шар успешный, то начисляется от 4 до 11 очков (количество очков зависит от степени сложности). В результате случайной выборки из 76 обязательных позиций определяются позиции для любого состязания. Удар окажется неудачным (хотя все условия и выполнены), если после удара один из шаров выйдет за пределы стола.

    Успех ударов во многих позициях объясняется применением редких приёмов (удары массе, экстремальные резки). Их-то как раз не применяют в других играх бильярдных, в иных видах карамболя. Удары эти похожи на трюки. Они очень артистичны. Вот поэтому и назвали карамболь артистическим.
    По данной игре проводятся чемпионаты мира, начиная с 1986 года. Максимальное количество очков (447) набрал бельгиец в 2006 году. В 2008 году состоялся чемпионат в Бельгии. В финале игрок Хаси Арап Яман (Турция) победил в пятисетовом матче титулованного Хавьера Фонеллосу. (Испания).

    Для игры используются столы без луз, длиной 2,84 м, шириной 1,42 м (±5 мм). Основой стола является грифельная плита, толщиной не менее 45 мм. Игровая поверхность ограничена резиновыми бортами, высотой 37 мм (±1 мм) в точке наибольшего выступания. Максимальная ширина борта - 12,5 см (±1 см), цвет - матовый, гармонирующий с цветом сукна.

    Сукно используется для покрытия бильярдных столов с 15 века. Сегодня бо́льшая часть сукна для карамбольных столов делается из грубой ткани, сделанной из стопроцентной камвольной шерсти, выкрашенной в зелёный цвет. Такое сукно является «быстрым», то есть обеспечивает достаточно маленькое сопротивление катящимся шарам. Зелёный цвет сукна используется с 16 века. По одной из версий, такой цвет был выбран для имитации травяного покрытия. Однако он выполняет и более практичную функцию. Зелёный цвет не раздражает глаза человека, что позволяет проводить более долгие матчи, не вызывая усталости глаз.

    Бильярдные шары за время своего существования делались из множества материалов: глины, дерева, слоновой кости, различных пластиков и даже стали. Доминирующим материалом с 1627 года была слоновая кость. Необходимость замены этого сырья более современным стала очевидной в начале-середине ХХ века, и обуславливалась экономической эффективностью производства, а также угрозой истребления слонов.

    Современные шары делаются из фенолоальдегидных полимеров или других упругих пластмасс. Диаметр шаров для карамболя колеблется от 61 до 61,5 мм, масса - от 205 до 220 гр. Разница в весе между самым легким и самым тяжёлым шаром в комплекте не должна превышать 2 грамм. В комплект входит три шара: однотонный белый биток, белый биток с красными или черными точками (также допускается однотонный жёлтый шар) и прицельный шар красного цвета.

    Для игры в карамболь разрешается использовать кии из любых материалов и любых размеров. Они могут быть как цельными, так и составными. Игрок имеет право использовать несколько киёв в одном матче.

    Общие правила

    Расстановка шаров

    Красный шар ставится на заднюю отметку. Биток соперника - на переднюю отметку. Биток игрока - на передней линии в пределах 15 см от передней отметки.

    Начальный удар

    При выполнении этого удара необходимо, чтобы биток коснулся сначала красного шара, а не битка соперника. При выполнении следующих ударов биток может касаться белого или красного шара в любом порядке.

    При отыгрыше необходимо, чтобы после соударения битка с шаром один из них коснулся борта. Запрещается отыгрываться 2 раза подряд.

    Выставление шаров

    Если биток покинул пределы стола, он выставляется на переднюю отметку (если она занята, то на заднюю отметку, если и она занята, то на центральную отметку). Если выскакивает белый прицельный шар, то его выставляют на переднюю точку (если она занята, то на заднюю точку, если и она занята, то на центральную точку). Выскочивший красный шар выставляется на заднюю отметку (если она занята, то на переднюю точку, если и она занята - на центральную точку). Если одновременно выскакивают биток и прицельный шар, то сначала выставляется биток по указанным правилам, а затем прицельный шар. Если одновременно выскакивают 2 прицельных шара, то их выставляют, как указано выше. Если биток мешает выставлению одного из шаров, то сначала выставляют прицельный шар, место которого не занято, а затем другой прицельный шар. Если пределы стола покидают сразу 3 шара, то их расставляют как и при начальном ударе.

    Биток вплотную к прицельному шару

      В этом случае игрок имеет право:
    • Выставить соприкасающиеся шары: красный на заднюю отметку, свой биток - на переднюю отметку и биток соперника - на центральную отметку. Если соответствующая точка занята, то шар выставляется на отметку, предназначенную для мешающего прицельного шара.
    • Произвести удар в сторону от прицельного шара, то есть биток должен коснуться борта или свободного прицельного шара, а затем коснуться прицельного шара, с которым он стоял вплотную.

    Биток вплотную к борту

    Если биток находится вплотную к борту, то играть от данного борта можно. Однако если правила игры предусматривают определённое число соударений с бортами, то первое соударение с данным бортом не учитывается. Если соударение происходит вторично, то оно засчитывается. Засчитываются также и последующие соударения с тем же бортом.

    Разновидности карамболя

    Однобортный

    Цель игры - набрать определённое количество очков раньше соперника. За результативный удар начисляется одно очко.

    • биток коснулся как минимум одного борта, а затем последовательно двух прицельных шаров;
    • биток коснулся прицельного шара, затем борта, а затем другого прицельного шара.
    Основные правила: За каждую ошибку со счёта игрока списывается одно очко. Результативный удар позволяет продолжить подход.

    Трёхбортный

    Цель игры та же, что при игре в однобортный карамболь.

      Удар считается результативным, если:
    • биток коснулся как минимум трёх бортов, а затем последовательно двух прицельных шаров;
    • биток коснулся прицельного шара, затем трёх бортов, а затем другого прицельного шара;
    • биток коснулся борта, затем прицельного шара, затем еще двух бортов, а после этого другого прицельного шара;
    • биток коснулся двух бортов, затем прицельного шара, затем еще одного борта, а после этого другого прицельного шара.
    Основные правила: Если в результате удара один или несколько шаров покидают пределы стола, объявляется фол. Если прицельный шар стоит вплотную к борту, то при выполнении умышленного отыгрыша необходимо, чтобы после соударения битка с прицельным шаром или биток коснулся любого борта, или прицельный шар дошел до другого борта. Результативный удар позволяет продолжить подход. Если игрок допустил ошибку, право удара переходит к сопернику (очки со счёта не списываются).

    Открытая партия

    Особенности:
    При соударении шаров касание бортов битком не обязательно. За результативный удар начисляется одно очко. В углах стола очерчены треугольные зоны, в пределах которых можно сделать только один карамболь, а затем необходимо произвести удар, после которого красный шар или биток партнера должен покинуть эту зону для дальнейшего продолжения серии ударов. Если шар не покинул зону, то удар переходит к сопернику, но штраф не взимается.

    Особенности:
    Стол делится на 9 зон: шесть квадратов у коротких бортов со стороной 47 см и три прямоугольных зоны. В каждой зоне делается только 1 карамболь собравшимися там шарами, после чего один из шаров (красный или биток противника) должен покинуть зону. Далее покинувший зону шар можно возвращать в эту же зону для продолжения очередного (снова только одного) карамболя.

    Особенности:
    Стол делится на 6 зон: одна линия делит стол пополам вдоль длинных бортов, две другие параллельны коротким бортам на расстоянии 74 см. В каждой зоне можно выполнить подряд не один, а два карамболя.

    Артистический карамболь

    Удар массе вокруг фишки
    В данной разновидности карамболя игрок должен выполнять удары со строго определенным для каждого случая количеством и последовательностью соударений битка с прицельными шарами и бортами. Для каждого удара шары выставляются в определенную позицию. Также в некоторых положениях на стол может выставляться одна или несколько фишек для определения траектории движения шаров.
    Для выполнения удара играющему дается три попытки. В зависимости от степени сложности, за каждый успешный удар начисляется от 4 до 11 очков. Набор позиций для каждого соревнования определяется путем случайной выборки из 76 обязательных. Если один из шаров в результате удара покинул пределы стола, удар считается неудачным, даже если все прочие условия выполнены.
    Для успешного удара в большинстве позиций используются приемы (экстремальные резки, удары массе́), которые чаще всего не находят применения в других разновидностях карамболя и прочих играх на бильярде. Поэтому такие удары зачастую называют трюковыми или артистическими, отсюда название игры.
    По артистическому карамболю с 1986-го года проводятся чемпионаты мира. Самое большое количество очков, когда-либо набранное игроком на этих соревнованиях, 374, заработал француз Жан Ревершо в 1992-м году. В финале чемпионата 2008-го года в Бельгии турецкий игрок Хаси Арап Яман в упорном пятисетовом матче переиграл титулованного испанца Хавьера Фонеллосу.

    Карамболь - разновидность безлузного бильярда и определение удара, при котором биток, коснувшись одного прицельного шара, ударяется о другой.

    Карамбольные игры свое развитие получили во Франции. Первые упоминания о трехшаровой карамбольной партии было в 1775 году: 2 белых и один красный шары (как и теперь). Если в карамболь играли сначала на лузных столах, то с усовершенствованием киев и наклеек, которые позволяли делать невообразимые удары (в 1827 году француз Манго предложил свой кий и кожаную наклейку) лузы на столах исчезли. Шар можно было пускать по любой траектории. Боковые удары (les effets) «французские» получили большое значение.

    Бильярдное оборудование:
    Столы: 4,5×9 футов; 5×10 футов (1382×2764 мм; 1536×3072 мм), высота - 749 мм, безлузные с подогревом;
    шары: вес 198 - 213 г, диаметр - 62 мм;
    кии: вес - 480−520 г, длина - 1350-1500 мм.

    Общие правила

    ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ШАРЫ
    2 белых шара (или белый и желтый) и один красный. У каждого из игроков свой белый шар в качестве битка. Один биток имеет для отличия 2 или 3 цветных точки.

    РАССТАНОВКА ШАРОВ
    Красный шар - на заднюю отметку. Биток соперника - на переднюю отметку. Биток игрока - на передней линии в пределах 15 см от передней отметки.

    НАЧАЛЬНЫЙ УДАР
    При выполнении этого удара необходимо, чтобы биток коснулся сначала красного шара, а не битка соперника. При выполнении следующих ударов биток может касаться белого или красного в любом порядке.

    ОТЫГРЫШ
    При отыгрыше необходимо, чтобы после соударения битка с шаром или биток или прицельный шар дошел до борта. Несоблюдение условия - фол (ошибка). Запрещается отыгрываться 2 раза подряд. Если это произошло, то также объявляется ошибка.

    ВЫСТАВЛЕНИЕ ШАРОВ
    Выскочивший биток выставляется на переднюю отметку (если она занята, то на заднюю отметку, если и она занята, то на центральную отметку). Если выскакивает белый прицельный шар, то его выставляют на переднюю точку (если она занята, то на заднюю точку, если и она занята, то на центральную точку). Выскочивший красный шар выставляется на заднюю отметку (если она занята, то на переднюю точку, если и она занята - на центральную точку).
    Если одновременно выскакивают биток и прицельный шар, то сначала выставляется биток по указанным правилам, а затем прицельный шар. Если одновременно выскакивают 2 прицельных шара, то их выставляют, как указано выше.
    Если биток мешает выставлению одного из шаров, то сначала выставляют прицельный шар, место которого не занято, а затем другой прицельный шар. Если за борт выскакивает сразу 3 шара, то их расставляют как и при начальном ударе. Если биток не выскочил за борт, то любой результативный удар засчитывается и после выставления прицельных шаров игрок продолжает серию. Во всех случаях после нарушения соперник принимает сложившуюся позицию на столе.

    БИТОК ВПЛОТНУЮ К ПРИЦЕЛЬНОМУ ШАРУ
    В этом случае игрок имеет право: - выставить соприкасающиеся шары: красный на заднюю отметку, свой биток - на переднюю отметку и биток соперника - на центральную отметку; - произвести удар в сторону от прицельного шара, т.е. биток должен коснуться борта или свободного прицельного шара, а затем коснуться прицельного шара, с которым он стоял вплотную. Неправильно выполненный удар в сторону от шара - ошибка. Если сделан выбор п.1, а соответствующая точка занята, то шар выставляется на точку, предназначенную для мешающего прицельного шара.

    БИТОК ВПЛОТНУЮ К БОРТУ
    Если биток находится вплотную к борту, то играть от данного борта можно. Однако если правила игры предусматривают определенное число соударений с бортами, то первое соударение с данным бортом не принимается в учет. Если соударение происходит вторично, то оно засчитывается. Засчитываются также и последующие соударения с тем же бортом.

    УСЛОВИЯ ИГРЫ
    Количество игроков - двое или трое. Используемые шары: белый, белый с точками (или желтый), красный. Цель игры - набрать первым заданное количество очков - 30−60. Счет - за каждый результативный удар 1 очко (результативный удар - биток касается 2-х прицельных шаров без ошибок).

    Однобортный карамболь

    ПРАВИЛА ИГРЫ
    Прицельный результативный удар дает право продолжить серию. При выполнении удара необходимо, чтобы биток либо до соударения с прицельным шаром коснулся одного или нескольких бортов, или после соударения с прицельным шаром коснулся одного или нескольких бортов, а затем другого прицельного шара. В противном случае - штраф. За каждую ошибку с текущего счета списывается одно очко.

    Трехбортный карамболь

    ЦЕЛЬ ИГРЫ
    Первым набрать определенное количество очков (30−60). За каждый правильный результативный удар начисляется 1 очко.

    РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ УДАР
    - если биток касается прицельного шара, затем 3-х или более бортов и попадает во второй прицельный шар;
    - если биток касается 3-х или более бортов, а затем двух прицельных шаров;
    - если биток касается борта, затем прицельного шара, затем 2-х или более бортов и попадает в другой прицельный шар;
    - если биток касается 2-х или более бортов, затем прицельного шара, затем одного или более бортов и попадает в другой прицельный шар.

    НАЧАЛЬНЫЙ УДАР
    Выполняется в соответствии с общими правилами. За удар, выполненный с нарушением, объявляется штраф, право удара переходит к сопернику и очки не засчитываются.

    ПРАВИЛА ИГРЫ
    1. Каждый результативный удар дает право продолжить серию;
    2. За выскочившие шары объявляется ошибка (фол);
    3. Если прицельный шар стоит вплотную к борту, то при выполнении умышленного отыгрыша необходимо, чтобы после соударения битка с прицельным шаром или биток коснулся любого борта, или прицельный шар дошел до другого борта.

    ШТРАФ ЗА НАРУШЕНИЯ
    Серия заканчивается, а очки не засчитываются (но не вычитаются).

    Открытая партия

    ПРАВИЛА ИГРЫ
    Игра ведется до 400−500 очков. При соударении шаров касание бортов битком не обязательно. Каждый карамболь стоит 1 очко. Красный шар ставится на точку 3, биток соперника - на точку 1. Начальный удар производится согласно общим правилам. Карамболь можно сделать от шара и от бортов.

    ОСОБЕННОСТИ
    В углах стола очерчены треугольные зоны, в пределах которых можно сделать только один карамболь, а затем необходимо произвести удар, после которого красный шар или биток партнера должен покинуть эту зону для дальнейшего продолжения серии ударов. Если шар не покинул зону, то удар переходит к партнеру, но штраф не берется.

    Кадре 47/1

    ОСОБЕННОСТИ
    На столе размечается 9 зон: 6 квадратов у коротких бортов со стороной 470 мм (47 см) и 3 прямоугольных зоны.

    ПРАВИЛА ИГРЫ
    В каждой зоне делается только 1 карамболь собравшимися там шарами, после чего один из шаров должен покинуть зону (красный или биток противника). Далее покинувший зону шар можно возвращать в эту же зону для продолжения очередного (опять только 1) карамболя.

    Кадре 74/2

    ОСОБЕННОСТИ
    Стол размечается на 6 зон: одна линия делит стол пополам, 2 другие - параллельно коротким бортам на расстоянии 74 см. В каждой зоне можно выполнить подряд не один, а два карамболя.

    Артистический карамболь

    В данной разновидности карамболя игрок должен выполнять удары со строго определенным для каждого случая количеством и последовательностью соударений битка с прицельными шарами и бортами. Для каждого удара шары выставляются в определенную позицию. Также в некоторых положениях на стол может выставляться одна или несколько фишек для определения траектории движения шаров.

    Для выполнения удара играющему дается три попытки. В зависимости от степени сложности, за каждый успешный удар начисляется от 4 до 11 очков. Набор позиций для каждого соревнования определяется путем случайной выборки из 76 обязательных. Если один из шаров в результате удара покинул пределы стола, удар считается неудачным, даже если все прочие условия выполнены.

    Для успешного удара в большинстве позиций используются приемы (экстремальные резки, удары массе), которые чаще всего не находят применения в других разновидностях карамболя и прочих играх на бильярде. Поэтому такие удары зачастую называют трюковыми или артистическими, отсюда название игры.