Дизайн Маникюр Болезни

Мнемотехники для обучающихся. Образовательная программа дополнительного образования «Развивающие игры на основе мнемотехники

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья! С вами я, Юрий Окунев.

Приходилось ли вам когда-нибудь запоминать номер сотового телефона? А длинный список продуктов, которые совершенно необходимо купить к празднику? Вы все это записываете по бумажкам?! Поверьте, есть и другой способ не забыть все нужное. Мнемотехника в упражнениях – тема очередной нашей беседы. Будем учиться запоминать любое количество слов в короткий срок.

В статье мы уже начали с вами разговор о том, что есть такая штука, как мнемоника, которая облегчает запоминание информации.

Мнемоника – это комплекс правил и методик, направленных на повышение производительности памяти. Они основаны на том, чтобы упорядочивать поступающую в мозг информацию, создавать ассоциативные образы.

Говоря простым языком, мнемоника превращает цифры и буквы в некие образы, которые, как по мановению волшебной палочки, встают перед нашими глазами и врезаются в нашу память. А вот каким образом будет происходить это чудесное превращение – за это отвечает мнемотехника.

Мнемотехника – это способ реализации мнемоники на практике.

Мы рассмотрим приемы мнемотехники, а также упражнения, с помощью которых процесс запоминания станет для вас самым увлекательным занятием.

Методы мнемотехники

Довольно теории! Возьмем практический пример.

Нам нужно приобрести в магазине вот эти вещи:

  • Апельсины;
  • Кефир;
  • Докторская колбаса;
  • Молоток;
  • Гвозди;
  • Шляпа;
  • Мыло;
  • Салфетки.

Что мы делаем?

  1. Бежим за бумажкой – записать!
  2. Пытаемся судорожно запомнить все 8 позиций (а в магазине столько всего интересного! Вряд ли наш список продержится в памяти долго);
  3. Спокойно садимся на стул, закрываем глаза и создаем яркий, животрепещущий образ. Пара минут на визуализацию. Поднимаемся и идем в магазин.

Какой из этих ответов ваш?

Для тех, кто выбрал ответ «3», приведу описание способов для превращения нашего списка в образ.

  • Цепочка

Сейчас нам нужно напрячь свое внимание и представить все предметы из списка в одинаковом размере. Мыло размером со шляпу, колбаса размером с орех и так далее. Вообще, с размерами можно экспериментировать: увеличивать, уменьшать и т.д. Чем нереальнее предметы будут выглядеть, тем быстрее вы их запомните.

Соединяем все наши предметы попарно:
Представим себе большущий АПЕЛЬСИН, который протыкает насквозь пачка КЕФИРА;
КЕФИР проливается, образуя море, в нем тонет ДОКТОРСКАЯ КОЛБАСА;
На ДОКТОРСКУЮ КОЛБАСУ сверху падает огромный МОЛОТОК, расплющивая ее;
Ручка МОЛОТКА покрыта ГВОЗДЯМИ, большими и тяжелыми;
Каждый ГВОЗДЬ одет в ШЛЯПУ с широкими полями;
Со ШЛЯПЫ стекает МЫЛО густыми хлопьями;
МЫЛО прыгает на САЛФЕТКЕ, как на батуте.
Таким образом, по цепочке мы соединили и запечатлели в памяти все предметы и продукты из списка.

  • Матрешка

А теперь попробуем другой способ запоминания. Предметы – те же. Мы будем их вставлять друг в друга, как матрешки.
Снова огромный АПЕЛЬСИН, внутри него – пачка КЕФИРА;
Увеличиваем пачку КЕФИРА, видим на упаковке изображение ДОКТОРСКОЙ КОЛБАСЫ;
На этот раз увеличим ДОКТОРСКУЮ КОЛБАСУ, разглядим на этикетке МОЛОТОК.
Ну, и так далее, до самого конца.

  • Символизация

В этом приеме каждому слову присваивается какой-нибудь символ, например, ЗИМА может быть изображена в виде снежинки, ЛЕТО – в виде солнышка и так далее. Главное, чтобы символы были простые и понятные для вас. Прием хорошо подходит для запоминания абстрактных понятий.

  • Запоминание числовых комбинаций

Представляем каждую цифру числа (или комбинации чисел) в виде образа. 1 – гвоздь, 2 – лебедь, 3 – птичий клюв и так далее. Затем следуем приемам «Цепочка» или «Матрешка». Они описаны выше.

Этих методов достаточно, чтоб не чувствовать себя неуверенно без ручки и блокнота. Но мы рассмотрим еще несколько упражнений для улучшения памяти посредством использования мнемотехники.

Тренинг мнемотехники

  • Недостающее звено.

Дается два слова, например, ЛЕТО и ВОДА. Нужно подобрать слова, которые были бы звеньями одной цепочки и логически вытекали бы одно из другого: ЛЕТО – СОЛНЦЕ – ТУЧА – ДОЖДЬ – ВОДА.

  • Похожий признак.

Упражнение очень полезно для дошкольников, так как развивает мышление. Берем два слова, например, ХОЛОДНЫЙ и МОКРЫЙ. К ним подбираем слова, которые сочетаются с данными признаками: ДЕНЬ, СНЕГ, НОС, АСФАЛЬТ и т.д.

  • Обобщение.

Пишем цепочку из 3-4 слов, связанных по смыслу между собой. Допустим, УЛИЦА – ДВИЖЕНИЕ – МАШИНЫ. Нужно подобрать другие слова, которые подходят к каждому слову из цепочки в отдельности. ПЕШЕХОД, СВЕТОФОР, РЕГУЛИРОВЩИК и т.д.

  • Выдумщики.

Берем какой-либо предмет, скажем, ВИЛКА. К нему придумываем сначала привычную ассоциацию – ТАРЕЛКА, а затем необычную: РЫХЛИТЬ ЗЕМЛЮ.
Эти упражнения подойдут и детям, взрослым. Особенно школьникам – с их помощью развиваются внимание и память, так необходимые в школе.

Мы с сыном третьеклассником сейчас учим таким образом государства Европы с их столицами и достопримечательностями. И в этом процессе для меня важны не столько знания о Европе, заложенные в голову ребенка, сколько его практика мнемотехники и удовольствие от процесса учебы, которое, казалось, навсегда покинуло нас после четырех месяцев в первом классе.

На этом, пожалуй, все. Тем, кто желает добиться значительного улучшения памяти, я посоветую пройти интенсив-курс Станислава Матвеева, который называется «Суперпамять» . Курс включает 5 уроков с подробным и очень понятным объяснением всех методов запоминания.

Какие способы запоминания используете вы? Пробуйте описанное выше, делитесь впечатлениями. Приглашайте друзей и знакомых, подписывайтесь на новости блога.

До новых встреч! Ваш Юрий Окунев.

«очень хороший способ запоминания информации, совершенно не подходящий для изучения иностранных слов». Я с этим высказыванием в корне не согласен, а потому, хотелось бы доказать обратное.
Если вам интересно, как использовать мнемотехнику для запоминания иностранных слов, то добро пожаловать под кат.

Введение

Для начала я бы хотел изложить вам структуру своего дальнейшего повествования, чтобы вы сразу могли перейти к интересующим вас разделам, не тратя время на ненужное.

В этой статье я постараюсь раскрыть следующие моменты:

  1. Кто говорит?
  2. Краткий экскурс в основные правила мнемотехники.
  3. Теоретическое использование мнемотехники при запоминании иностранных слов.
  4. Практическое использование мнемотехники на примере японского языка.

1. Кто говорит?

На мой взгляд, это имеет значение, так как юноша в 20 летнем возрасте и мужчина в 40 летнем возрасте будут иметь разные фильтры восприятия, а потому важно обозначить позицию, с какой будет вестись изложение для того, чтобы лучше понять автора читателям, вместе с написанным.

Я, студент 3-го курса юридического факультета, примерно год с небольшим использую мнемотехнику для изучения иностранного языка (арабского и японского). С самим явлением мнемотехники познакомился еще в детстве от брата (была какая-то старая книга, названием которой я уже не помню). Меня это заинтересовало, и я решил поближе с этим познакомиться, поэтому купил книгу Гарри Лорейн «Суперпамять» (не рекомендую тратить на неё деньги). Тогда я был очарован всем этим, но только, когда попытался применить все, что там написано в жизни, осознал, что за красивыми словечками ничего нет.

Прошло некоторое время. Я стал больше этим всем интересоваться (саморазвитием), прошел курс скорочтения и после этого наткнулся (или правильнее сказать нашел?) на курс мнемоники под названием «Система Джордано». Сначала я прочитал книгу автора методики, мне она понравилась, а потому было принято решение этот курс пройти, так как и по стоимости выходили небольшие деньги. Сразу же напишу, что я ни коим образом не отношусь к авторам этой методики, только в качестве бывшего ученика. Если хотите получить больше информации об этом, то обратитесь к этой статье на Хабре.

Мнемотехника мной используется для запоминания слов, фраз и текстов на иностранном языке, но больше для слов, что и будем рассматривать в этой статье.
В связи с тем, что времени на такие вещи есть не так много, то изучение иностранного языка рассматриваю как хобби или, как писали в этой статье, упражнением для тренировки мозга.

Арабским «активно» занимался в прошлом году. Сейчас же он, как и Английский, на «пассивном» изучении, то есть сводится просто к чтению соответствующих текстов в оригинале. А Японский, как вы уже, наверное, догадались, находится в позиции «активного» изучения. Под «активным» изучением я понимаю изучение языка комплексно, развивая все стороны (чтение, письмо, аудирование, говорение), а не только чтение.

Произвести количественное измерение объема запоминаемой информации довольно сложно в связи с разбросом в самом объеме. Например, недавно запоминал за раз около 35 иероглифов кандзи и 40-50 просто слов. А на днях всего 12 иероглифов и 20 новых слов. То есть, тут есть ограничения только в вашей готовности уделить то или иное количество времени на запоминание. Об этом чуть позже.

2. Краткий экскурс в основные правила мнемотехники

Если вы хотите более подробно познакомиться с теорией, то рекомендую прочитать «Учебник мнемотехники» под авторством Козаренко В. А. Там все доступно изложено.
Я же здесь приведу только те моменты, которые необходимы для запоминания иностранных слов.

Для начала надо понять, что мозг запоминает не сами образы, возникающие в голове, а связи между несколькими образами. Это очень важно запомнить, потому что непосредственно по время запоминания акцентировать надо на этом. Мозг является генератором информации. Процесс генерации осуществляется по зафиксированным связям при наличии соответствующих стимулов. Без стимуляции мозг не может создавать информацию. Изоляция органов чувств (сенсорная депривация) ведет к «зависанию» памяти и к расстройству деятельности всего мозга.

Чем чаще вызывается в голове та или иная реакция посредством соответствующего стимула, тем сильнее закрепляется данная связь. Но в то же время, связи могут заменяться (перезаписываться).

Далее, существуют естественные ассоциации (связи, реально существующие между воспринимаемыми нами объектами). Благодаря тому, что связи эти уже существуют, мозг запоминает их автоматически. Автор выделяет много приемов, но так как объем статьи ограничен, а цель моего повествования не в углублении в мнемотехнику, а в демонстрации действенности мнемотехники, то я не буду излагать все приемы, только то, что мы будем использовать в статье.

Метод Цицерона. В этом методе для запоминания используются связи между объектами, находящимися в знакомых помещениях или на знакомой улице. Эти связи не нужно образовывать, то есть их не нужно запоминать. Они образовались в вашем мозге автоматически благодаря многократному и регулярному восприятию связанных объектов в вашей квартире, на работе, на знакомой улице.

Посредством метода Цицерона, мы будем формировать опорные образы, которые будут стимулировать припоминание запоминаемых слов.

Мы познакомились с естественными ассоциациями, теперь же перейдем к искусственным (это те, которые мы будем сами формировать для запоминания той или иной информации). Сразу же скажу, что при образовании связи не имеет значения логичность и нелогичность связи, эмоции, возникающие при образовании связи, мысли и прочее.

Значение имеет лишь следующее. Запомните простые правила, которые ни в коем случае нельзя нарушать в процессе создания связи:

1. Образы должны быть крупными . Любые зрительные образы, каковы бы ни были их реальные размеры, следует приводить к одинаковому размеру. Если вы представляете муравья, то его следует увеличить до размеров арбуза. Если вы представляете самолет, то этот образ следует уменьшить до размеров арбуза. Мелкие образы представлять не следует. Связи между такими образами будут фиксироваться очень плохо.

2. Образы следует представлять объемными . Примером таких образов могут быть голографические образы или образы, создаваемые на программах трехмерной графики. Такие образы можно вращать и рассматривать с разных сторон.

3. Образы необходимо представлять цветными . Если вы представляете листок на ветке, то листок следует видеть зеленого цвета, а ветку – коричневой. Если вы представляете образ «светофор», то постарайтесь увидеть зеленый, желтый и красный цвета. Одни люди хорошо видят цвет, другие – хуже. Тем не менее, старайтесь его представлять. Это хорошо тренируется. У некурящих людей проблем с представлением цветовых ощущений обычно не возникает.

4. Представляемые образы обязательно должны быть детальными . Если вы представляете образ «телефон», вам необходимо мысленно его рассмотреть и четко увидеть, из каких частей состоит представляемый вами телефон. Если это сотовый телефон, то вы сможете выделить в нем следующие образы: антенна, дисплей, кнопки, крышка, ремешок, кожаный чехол, батарея.

Различают мыслительные операции, включающие процесс «память». Главная мыслительная операция в мнемотехнике – это «соединение образов». Образы можно соединять в воображении разными способами. Это зависит от применяемого метода запоминания. В любом случае, запомните следующее важное правило.
При запоминании любой информации, при использовании любых приемов, в воображении в один момент времени соединяются только два зрительных образа. Повторюсь, это очень важно. На практике вы поймете, почему это выделяется.

Следующая значимая для нас операция - это «выделение подобразов (частей образа)». Эта мыслительная операция используется для «разборки» целостного образа на составляющие его части и получения большого количества более простых образов. Например, образ «магнитола» вы можете разобрать на составляющие части и представить каждую часть отдельно: ручка, регулятор, кнопка, кассета, ножки и т.п. Это мы будем использовать для запоминания значения слова, а потом на этом образе его произношение.

Операций «видоизменение» и «трансформация образов» я коснусь лишь частично. Говоря очень поверхностно, они заключаются в том, чтобы на одно слово, например, «лук» у вас были разные образы (лук - растение, лук - оружие). Но даже эти «растение» и «оружие» еще могут видоизменяться множество раз. Я думаю вы представляете, сколько разных луков (оружие) бывает? Это имеет значение для того, чтобы при возрастании объема информации, образы не перемешивались. Например, для английского слова «топор» у вас будет один образ, а на японское слово - другой. Не уверен, что в этой статье коснусь этой проблемы более подробно.

Различают 4 этапа запоминания:
1. Кодирование. Вы преобразуете слова в образы.
2. Запоминание. Образуете связь между опорными образами и запоминаемыми образами.
3. Закрепление связей в мозге. Исключение промежуточных образов из головы посредством образования прямой связи слово (произношение) - образ-значение слова.

Для кодирования различают несколько приемов, но в нашем случае важны следующие:
1. Слово-образ. Для таких простых слов как карандаш, портфель, телевизор и прочее, вы используете те образы, которые возникают у вас во время припоминания этих слов. Тут все просто. Не будем останавливаться.
2. Прием символизации. Здесь все гораздо сложнее, особенно в начале. Применяется для преобразования в зрительные образы абстрактных слов. Абстрактное слово – это слово, не имеющее фиксированного образного значения. Для слов холод, храбрость, ревность, входить и прочих нет фиксированных образов, поэтому тут надо подбирать (поначалу подбирать, а затем этот процесс автоматизируется) образы индивидуально. Автор дает следующие образы: Холод - лед, ревность - мокрый носовой платок. Входить и храбрость в примере нет, но для меня эти слова символизируются следующими образами. Входить - нога, ступающая за порог открытой двери (описывать длинно, но образ емкий). Храбрость - постаревшее сердце из стали.

Следующий термин - это образные коды. Это понятие трактуется широко, но мы для удобства сведем к мизерному значению. Образные коды = фонетические образные коды. Суть в том, что для конкретного звука создается свой образ и уже к образу-значению присоединяется фонетический образ для чтения. Пока это может показаться сложным и запутанным, но, перейдя к практике, вы поймете, что это достаточно просто и логично.

Запоминание.
Осуществляется, как уже было сказано выше, посредством соединения образов. Для этой части у вас уже имеются соответствующие теоретические знания, поэтому эту часть рассмотрю в следующей главе.

Закрепление связей в мозге.
В мнемотехнике под этим понимается многократное припоминание информации. Никак не чтение. Схема такова: вы запоминаете информацию (создаете связи). После этого все вместе повторяете в голове (контрольное припоминание). Если повторение происходит без ошибок (сверка с источником), то повторное припоминание следует провести примерно через час. И далее в течение 3-4 дней припоминать информацию по три раза в день. Это может показаться длительным процессом, но уверяю вас, что просмотр образов дело быстрое, когда навык уже сформирован. Этим можно заниматься везде, поэтому выделять дополнительно время на это не требуется. Ведь у всех есть моменты, когда надо или подождать чего-то или надо выполнить механическую работу, не требующую включения мозга. В эти моменты можно заниматься закреплением связей.

Я попытался коротко изложить необходимую информацию для перехода к следующей главе этой статьи.

3. Теоретическое использование мнемотехники при запоминании иностранных слов.

Итак, давайте попробуем применить, изложенные в предыдущей статье, положения, для наших нужд, запоминании иностранных слов. Общая схема будет выглядеть вот так:

1. Первым делом, надо сформировать опорные образы. В моем случае сформированы около 500 образов. Их с лихвой хватает для иностранного языка. Но в ознакомительных целях, возьмем всего лишь 10 образов (чтобы понять сам процесс запоминания.
2. Затем нам надо отобрать слова для запоминания.
3. Сформировать образы-значения для этих слов. Это важно. Обратите внимание, что при запоминании слова «hammer» (молоток) образом значением будет образ «молотка», а не машина Хаммер.
4. Соединить опорные образы с образами значениями по порядку.
5. Убедиться, что эти образы припоминаются без пропусков.
6. Теперь надо на части образа-значения присоединить фонетические образные коды или вспомогательные образы, по которым можно прочитать слово.
7. Контрольное припоминание всей запомненной информации.
8. Закрепление этих связей.

4. Практическое использование мнемотехники на примере японского языка.

Лирическое отступление. Так как иероглифы у нас не принято использовать, то я просто буду писать чтение на русском.
Идем по плану, намеченному в предыдущей главе:
Опорные образы
Как уже было сказано, опорные образы формируется по знакомым объектам. Я не написал выше, но для удобства (чтобы не путаться), эти образы следует формировать, обхаживая мысленно квартиру по часовой стрелке. Вам надо сформировать СВОИ образы, а не пользоваться предложенными ниже. Потратьте на это несколько минут. В моем случае, например, возьмем следующие:

Кухня

1) Выключатель.
2) Кофеварка.
3) Плита.
4) Раковина.
5) Хлебница.
6) Крючок.
7) Стул.
8) Стол.
9) Картина.
10) Ручка от входной двери.

Слова для запоминания

Слова

1) Книга - хон.
2) Сад - нива.
3) Красный - акай.
4) Голубой - аой.
5) Идти - ику.
6) Зима - фую.
7) Корова - уси (читается с уклоном на «щ», как «ущи».
8) В (предлог) - нака.
9) Новый - атарасий.
10) Хороший - ий

Образы-значения

Образы

1) Книга - книга.
2) Сад - скамейка (она стоит у нас в саду, поэтому для меня этот образ символизирует «сад». Вы должны использовать свой образ. Например, можно представить клумбу или лопату, если вы копаете в саду и т.д.
3) Красный - флаг СССР.
4) Голубой - море.
5) Идти - отпечаток стопы.
6) Зима - снеговик.
7) Корова - корова.
8) В (предлог) - презерватив (думаю не стоит пояснять, почему этот образ). Можно взять образ проткнутого стрелой сердца или же образ катаны в ножнах. Главное, чтобы образ был ёмким и вы могли понять слово, стоящее за ним.
9) Новый - Lamborghini Aventador. Можно взять образ новостройки или же образ какого-либо предмета, являющегося для вас новым.
10) Хороший - образ кулака с вытянутым большим пальцем вверх.

Соединение образов.
Тут дело техники. Главное не нарушайте правила (крупность, объемность, цветность, детальность) образов. Во время запоминания вам надо представить опорный образ и образ-значение, чтобы они друг друга касались. Далее, запомните, что второй образ (значение) всегда должен находиться или сверху, или справа, или проходить сквозь первый. Поясню на примере. Если соединяются образы «самолет» и «иголка», то надо их представить так, чтобы иголка протыкала самолет (причем их размеры относительно друг друга должны быть одинаковые). Телевизор и книга, то на телевизоре лежит книга, причем книга должна быть не как обычная книга, а размером с телевизор.
Следующий момент, за один раз запоминайте только одну связь. Образы удерживать около 6 секунд.

Рассмотрим на нашем примере:
Надо соединить выключатель и книгу. Представляем на выключателе сверху книгу (они должны соприкасаться и быть одного размера). Удерживаем эти два образа 6 секунд. Затем переходим к следующим, забыв об этих. и т.д.
В момент образования связи вы должны видеть только выключатель и книгу. Больше ничего. Это важно. Во время запоминания концентрация должна быть максимальной, потому как сложно удерживать детальный, объемный, крупный и цветной образ выключателя и книги в голове 6 секунд. Глаза не закрывать, а уставить свой взор на одноцветную поверхность.

Далее, когда вы образуете все связи по порядку, проверьте себя. Сядьте и вспомните каждый образ. Если будут пропуски, то образуйте заново связи с проблемными словами. Когда сможете безошибочно припомнить все слова, то переходите к следующему этапу.

Запоминание произношения
В этой части могут возникнуть сложности в связи с тем, что у вас не сформирован фонетический образный код.
Суть этого этапа в том, чтобы запомнить произношение. Но перед этим хочу сразу предупредить, что если вы уже с первого раза запомнили звучание какого-либо слова, то отдельно запоминать его не следует. Переходите к следующему слову. Эти образы будут вспомогательными. Со временем, на второй или третий день закрепления, они вам уже не понадобятся в связи с тем, что будет формироваться связь образ-значение и произношение.

Возьмем образ «книги». С помощью приема выделение частей образа сформируем новые образы из книги.
Приблизим книгу до того момента, пока не будет видна лишь левая верхняя часть корешка. Это наш новый образ. На него мы прикрепим слог «хо» (ХОмяк - образ хомяка), рассмотренным выше приемом «соединение образов». Далее приблизим закладку книги и соединим его со слогом «н» (Нос - образ носа). И так далее. Если вы уже по одному началу хо… можете вспомнить «хон», то второй образ необязательно запоминать. На практике я запоминаю первые два слога. Далее мозг автоматически может их дочитать. Может быть, это связано с тем, что я в школе смотрел много японской анимации в оригинале с субтитрами, и мозг их запомнил. А может и нет. Но с арабским такого не было. Приходилось все слоги фиксировать. Смотрите сами.

По такому же принципу свяжите произношение с образом-значением.
Вот список образов к отдельным слогам, сформированный автором. По нему вы легко соедините произношение и образ-значение.

Список


Единственное, с чем может возникнуть проблема - это со словом «новый», так как там 5 слогов, поэтому надо выделить 5 частей. Предлагаю такой вариант:
1) Перед машины.
2) Фары.
3) Колеса.
4) Вид сзади машины (этот вид незабываем).
5) Приборная панель.

Приборная панель


Соединяйте последовательно, но отдельно Абрикос, ТАракан, РАкета, СИроп, Игла с выделеными частями. Все просто.

Потом вы проверяете, можете ли по вспомогательным образам припомнить значение или нет. Если нет, то надо укрепить связь, закрепив еще раз. Если не отвлекаться и последовательно образовывать все связи, то процент первичного запоминания колеблется от 70 до 80 процентов. По мере выработки навыка, качество увеличивается.

На закреплении связей я не буду отдельно останавливаться, потому как было уже сказано, где и как это проводить. Повторю лишь то, что закрепление надо производить припоминанием информации, а не прочтением. Вы быстренько пробегаете по образам «книга» - «хон»… до конца. А затем занимаетесь своими делами. 3 раза в день в течение 3-4 дней.

Когда вы закрепите образ-значение и звучание, то если встретите в тексте «хон», то автоматически всплывет «книга». Хочу заметить, что написание иероглифов тоже можно запоминать, но добавляется дополнительный элемент, когда после произношения надо отрисовать мысленно иероглиф.
На четвертый день может возникнуть такая ситуация, что вы не припоминали слова, но он у вас произвольно вспыхивает в голове. Автор называет это реминисценцией. Ничего страшного, это является признаком, что слова запомнились.

Проблемы и основные вопросы, возникающие при переходе от теории к практике.

Здесь я буду публиковать важные, с моей точки зрения, вопросы, которые будут задавать хабрапользователи, если они возникнут. Но перед этим я бы хотел разрешить те проблемы, с которыми я столкнулся, когда начал практиковать мнемотехнику при изучении иностранных слов.

1. При соединении образов, второй образ не припоминается.
Этот вопрос решается практикой. У автора все обучение растянуто на 5 месяцев по три занятия в неделю. Главное не отходить от основных принципов, изложенных в теоретической части.

2. Как запоминать длинные слова? Ведь не на всех образах можно выделить много частей.
Когда запоминаются слова, на практике комбинируется метод, с которым я вас познакомил (фиксирование звучания по образным кодам) с другими методами, например, кодированием по созвучию. Слово «terrible» заменяется на ТЕРмометр (созвучное слово) + Булавка и Лупа (это образные коды для соответствующих звуков английского языка). Таким образом, можно компактно записывать длинные слова, которых не так уж и много. «АтарасиКунаКатта» - переводится как «не был новым», но это слово образовано от «Атараси», а «кунакатта» - всего лишь суффикс. А его вы выучите во время изучения грамматики, поэтому надобности запоминать его отдельно не возникает.

3. У меня закончатся опорные образы?
На практике достаточно 200 образных кодов, чтобы запоминать по 50 новых слов каждый день, потому что образы перезаписываются.
Например, вы учите 50 слов в первый день, на второй следующий полтинник (но все еще повторяете первые 50) и т.д., а на пятый день вы уже учите новые 50 на первые 50 опорных образов, но повторяете предыдущие 150, чтобы закрепить.

4. Мнемотехника это легко?
Нет. Это достаточно трудоемко. Особенно на первых порах, когда вы пытаетесь запомнить слово, но зависаете на том, что не получается подобрать подходящий образ. Но это эффективнее и увлекательнее, чем нудное повторение слова снова и снова. Со временем процесс автоматизируется и все будет проходить быстрее, но от этого не легче. Мозг все равно будет напрягаться.

5. Ограничения в объеме запоминаемой информации?
Только в том, сколько у вас опорных образов и свободного времени. Образы не сливаются и не перемешиваются. Добавить метки

Елена Козлова
Программа кружковой работы «От слова к слову» по развитию речи детей 4–5 лет с использованием приемов мнемотехники

Пояснительная записка

При обучении детей связной речи , вполне обосновано применение творческих методик, наряду с общепринятыми, эффективность которых очевидна.

Мнемоника , или мнемотехника , - система различных приемов , облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как наглядный материал ими усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными задачами.

Актуальность программы

При работе с детьми во второй младшей группе заметила, что у большей части детей группы снижены память, внимание, они не способны сконцентрироваться для выполнения задания. А так же слабо развита речь и скудный словарный запас . В следствии чего, дети испытывают сложности при заучивании стихотворений, им тяжело дается пересказ текста, а диалогическая речь скудна.

Поэтому перед собой я поставила задачи развивать память детей , научить связно, последовательно излагать свои мысли, обогащать словарный запас детей .

К. Д. Ушинский писал : “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками , и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов . Символы максимально приближены к речевому материалу.

Таким образом, изучив работы Т . А. Ткаченко, В. К. Воробьёвой, Т. В. Большовой, Т. Б. Полянской и других авторов, пришла к выводу использовать в своей работе по развитию речи детей , приемы мнемотехники .

Цель : Формирование связной речи детей путем использования мнемотехники .

Задачи :

1. Способствовать развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;

2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации) ;

3. Способствовать развитию у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи;

4. Формирование умений мнемотаблиц ;

5. Способствовать развитию связной речи , расширению и обогащению словарного запаса детей .

Предполагаемый результат :

1. Повысится уровень произвольной памяти, внимания, развития речи детей ;

2. Сформируется умение детей перекодировать и воспроизводить информацию с помощью мнемотаблицы ;

3. Дети смогут составлять небольшой описательный рассказ с помощью мнемотаблицы ;

4. Дети будут знать достаточное количество русских народных сказок;

5. Дети будут знать 6 - 8 стихотворений разных авторов;

6. Дети смогут прочитывать смысл зашифрованной загадки, предлагая правильный ответ.

Объекты программы :

Дети 4 -5 лет;

Семьи детей посещающих детский сад;

Педагогический персонал детского сада.

Методы работы :

Чтение художественных произведений;

Анализ прочитанных произведений;

Рассматривание и анализ мнемодорожек , мнемотаблиц ;

Заучивания, пересказы;

Игры на развитие речи , памяти, логического мышления.

Формы организации работы :

Групповая;

Подгрупповая;

Индивидуальная.

Принципы комплектования группы и организации работы :

Учет интересов и способностей детей ;

Желание родителей;

Добровольное участие;

Учет психофизических особенностей детей .

Продолжительность реализации программы

Данный курс состоит из 31 занятия по 15 – 20 минут каждое. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность курса составляет 9 месяцев.

Для определения уровня результативности реализации программы используется модифицированная диагностика Л. В. Коломейченко, Л. В Любимовой.

Перспективное планирование занятий по развитию

речи детей 4 – 5 лет с использованием мнемотехники

Сентябрь

Диагностика развития монологической , диалогической речи детей .

Цель : Выявить у детей уровни развития речи .

Знакомство с мнемокарточками .

Цель : Упражнять в подборе слова к заданной картинке .

Знакомство с мнемодорожками к стихам А . Барто «Мяч» , «Мишка» , «Бычок» . Цель : Формировать умение перекодировать информацию, соотносить слова и картинки .

Составление предложений об осени.

Цель : Формировать умения составлять предложения из 2 – 3 слов с помощью воспитателя, используя мнемодорожку .

«Курочка Ряба» .

Цель : Формировать умение детей перекодировать и воспроизводить информацию с мнемотаблицы , с помощью воспитателя.

Заучивание стихотворения В. Мировича «Листопад» .

Цель :Формировать способность запоминать стихотворный текст, используя мнемодорожку .

Составление рассказа об осени. Формировать умение составлять небольшой рассказ с помощью воспитателя, используя мнемотаблицу .

Составление рассказа «Встречаем гостей» .

Цель : Формировать умение составлять вместе с воспитателем рассказ, используя мнемотаблицу . Активизировать словарь по лексической теме .

Пересказ русской народной сказки «Репка» .

Цель : Формировать способность воспринимать текст с помощью мнемотаблицы

Составление рассказа о домашнем животном.

Цель : Формировать умение описывать домашнее животное, используя мнемотаблицу . Активизировать словарь по лексической теме .

Заучивание стихотворения П. Воронько «Пирог» .

Цель : Формировать способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст, используя мнемодорожку .

Составление рассказа о зиме.

Цель используя мнемотаблицу . Развивать монологическую речь детей .

Пересказ русской народной сказки «Колобок» .

Цель : Формировать умение пересказывать сказку с помощью воспитателя, соотносить символы со знакомыми образами. .

Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Елка» .

Цель : Вызвать желание запомнить и воспроизвести стихотворный текст, используя мнемотаблицу .

Составление предложений о профессии повар.

Цель : Формировать умение составлять описательный рассказ, используя мнемотаблицу . Активизировать словарь по лексической теме .

Заучивание стихотворения Н. Нищеевой «Снегири» .

Цель : Формировать способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст с помощью мнемотаблицы . Развивать речь , память, внимание детей .

«Теремок» .

Цель : Формировать умение пересказывать сказку, опираясь на мнемотаблицу , соотносить символы со знакомыми образами. Развивать диалогическую речь .

Заучивание стихотворения Н. Саконской «Мой пальчик» .

Цель : Закреплять способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст с помощью мнемотаблицы . Развивать речь , память, внимание детей .

Составление рассказа о диком животном.

Цель : Формировать умение описывать дикое животное, используя мнемотаблицу . Активизировать словарь по лексической теме .

Составление рассказа о папе.

Цель : Формировать умение детей мнемотаблицы . Активизировать словарь по лексической теме .

Пересказ русской народной сказки «Три медведя» .

Цель : Закреплять умение пересказывать сказку, опираясь на мнемотаблицу , совершенствовать диалогическую речь.

Заучивание стихотворения Т. Волгиной «Подарок маме» .

Цель : Формировать способность выразительно рассказывать стихотворение, с помощью мнемотаблицы . Развивать речь и память детей .

Составление рассказа о маме.

Цель : Закреплять умение детей описывать образ человека, с помощью мнемотаблицы . Активизировать словарь по лексической теме .

Заучивание чистоговорки «Маша нашему малышке» .

Цель мнемотаблицы Развивать речь , память, внимание детей .

Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» .

Цель

Совершенствовать диалогическую речь.

Составление рассказа о весне.

Цель : Формировать умение составлять описательный рассказ о времени года, используя мнемотаблицу . Развивать монологическую речь детей .

Составление рассказа о птицах.

Цель : Закреплять умение описывать птиц, используя мнемотаблицу . Активизировать словарь по лексической теме .

Пересказ русской народной сказки Сказка «Волк и семеро козлят» .

Цель : Закреплять умение рассказывать сказку, опираясь на мемотаблицу. Развивать речь , память, внимание детей .

Заучивание стихотворения М. Клоковой «Воробей» .

Цель : Закреплять способность с помощью мнемотаблицы , воспроизводить стихотворный текст. Развивать речь , память, внимание детей .

Отгадывание загадок.

Цель : Учить детей отгадывать загадки с помощью мнемотаблиц Развивать логическое мышление детей .

Заучивание стихотворения Д. Хармса «Кораблик» .

Цель : Закреплять способность с помощью мнемотаблицы , выразительно воспроизводить стихотворный текст. Развивать речь , память, внимание детей .

Пересказ русской народной сказки Сказка «Маша и медведь» .

Цель : Закреплять умение рассказывать сказку, опираясь на мнемотаблицу . Развивать диалогическую речь детей .

Отгадывание загадок.

Цель : Закреплять детей отгадывать загадки с помощью мнемотаблиц . Закреплять умение соотносить символы со знакомыми образами. Развивать логическое мышление детей .

Составление рассказа о лете.

Цель : Закреплять умение составлять описательный рассказ о времени года, используя мнемотаблицу . Развивать монологическую речь детей .

Мнемотехника – запоминание на основе визуального мышления. Существуют разные способы применения этой техники. С помощью методов мнемоники запоминаются такие объемы информации, которые кажутся на первый взгляд не запоминаемыми.

Мнемоническое запоминание осуществляется в четыре этапа. Сначала происходит кодировка, соединение двух образов, запоминание последовательности, отправка в длительную память.

Мнемотехника (мнемоника): что это и как освоить

Метод быстрого запоминания называется мнемотехникой. Сочетание различных приемов позволяет запоминать обширные объемы информации. Приобрести такие способности мечтают многие ученики, инженеры, ученые и простые люди, в личных целях.

В последнее время по телевизору показывают удивительных людей, которые за одну минуту запоминают 100 вытащенных наугад карт или сотню мелких деталей. Такие способности выглядят для простых зрителей настоящим волшебством.

Секрет заключается в том, что эти люди владеют мнемоникой. Они не скрывают того, что закончили курсы мнемотехники и утверждают, что эти тренинги способны развить супер-память у любого желающего.

Важное достоинство техники для развития памяти заключается в том, что ее приемами способен овладеть любой желающий. Сверхспособности или специфические знания для этого не нужны. Тренировка поможет взрослым, подросткам и детям. В любом возрасте легко натренировать память, стоит только захотеть.

Обучение мнемотехнике начинают в любом возрасте. Насколько успешно будут усвоены приемы запоминания, зависит лишь от потраченного вами времени и приложенного старания.

Важнее всего понять закономерности запоминания, узнать базовые принципы и применять мнемотехнику практически. Следует постоянно совершенствовать свое умение, не останавливаться на достигнутом.

Мнемотехнику можно изучить самостоятельно, по источникам в интернете, бесплатно. В этой статье мы расскажем об общих возможностях использования мнемотехники и раскроем ее некоторые секреты.

Мнемоника

Говоря двумя словами, мнемоника – искусство запоминания. Мнемотехника – это приемы и методы запоминания.

Некоторые эффективные методы известны вам с детства. Метод Акростих помогает ученику запомнить раз и навсегда цвета радуги. Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан. Первая буква каждого слова этого детского стишка совпадает с буквой цвета радуги. И все знают, что радуга имеет семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

С помощью этой методики наши предки заучивали буквы алфавита. Сейчас этот стих не используют, потому что и буквы уже называют по-другому.

Мнемофразы помогают помнить правила синтаксиса: надеваю одежду, одеваю Надежду. Уж замуж невтерпеж.

Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам. Эти детские стишки помогут нам понять, как работает мнемотехника.

Для того, чтобы хорошо запоминать мастера мнемоники советуют пользоваться системой образов или ассоциаций . Так фамилию Эйнштейна связывают с физикой. Имя Иван похоже по звучанию на диван. Число одиннадцать внешне похоже на барабанные палочки и китайские палочки для еды. Любовь ассоциируется с сердцем.

Метод сочинения истории помогает запомнить не связанные друг с другом слова. К примеру:

  • Ананас;
  • Барабан;
  • Крокодил;
  • Вентилятор;
  • Кирпич.

Придумаем смешной рассказ про то как ананас играл на барабане, крокодилу это не понравилось, он побежал к барабану, но вентилятор сдул его с пути, и крокодил ударился об кирпич.

Причем, чем более бредовая история, тем скорее она запомнится.

Очень близкая к этой методике – Цепочка . Она предполагает образы выставить в уме в цепочку. Ананас держит барабан, крокодил кусает барабан, на его хвосте висит вентилятор, и кирпич лежит на подножье вентилятора.

Представив в уме такую веселую картинку вы быстрее запомните пять слов. Таким же способом можно запоминать и 10, 20, 100 незнакомых слов.

Самым продвинутым способом запоминания считается метод Локаций . Чтобы им воспользоваться, следует вспомнить в уме привычную обстановку вашей квартиры и обозначить для себя все места каким-то числом. Входная дверь будет номером 1, коврик с парой обуви – 2, кассета с чистой обувью – 3, вешалка с пальто – 4, полка для шляп – 5.

Если теперь на дверь прицепить ананас, на коврик положить барабан, в кассету засунуть крокодила, на вешалку повесить вентилятор и на полку между шляпами спрятать кирпич, мы тоже запомним эти слова, которые слышали недавно впервые.

Также можно вспомнить маршрут, по которому вы ходите каждый день на работу.

Упражнения мнемотехники для начинающих

Совет начинающей аудитории: сохранять спокойствие. Для изучения новой информации следует оставаться спокойным. Это необходимо для того, чтобы лишние эмоции, тревожное состояние не смешивалось с ассоциациями, которые вы выстраиваете в голове, для кодирования. К тому же будет сложно понять для себя, какой метод подходит вам больше.

Новичку полезно понять принципы мнемоники и выбрать подходящие приемы. Замечено, что запоминать разрозненные предметы, несвязанные цифры труднее. Легче запоминать связь между объектами. Хорошо связать уже известную информацию с новой.

Проще запоминаются логические, образные, эмоциональные, яркие ассоциации, а не сами объекты. По этим связям информацию легче найти в памяти и воспроизвести.

Если нет таких связей, их надо создать. В этом и есть суть заучивания в мнемонике.

Мнемотехника работает следующим образом:

  • берутся абстрактные данные;
  • между ними создаются связи – происходит кодирование;
  • запоминание, повторение в удобной форме;
  • декодирование, расшифровка;
  • воспроизведение нужных данных, которые надо было запомнить.

В такой последовательности происходит работа с данными. Новичкам не следует пугаться этого, вроде сложного процесса. Если практически начать применять советы мастеров, окажется, что это не так сложно, как кажется.

Мнемотехника позволяет новичкам использовать те образы и ассоциации, которые им ближе, удержать их в памяти легче.

Как запоминать списки

Описываемые техники помогают запоминать списки. Нам иногда приходится брать с собой длинный список продуктов в магазин, который неудобно держать в руке и запоминать трудно.

Список нужных вещей в дорогу, план выступления тоже выглядят как список. Анекдоты и истории, фокусы тоже люди любят запоминать. В виде списков можно запоминать полезную информацию.

Удобнее все это запомнить, пользуясь мнемоникой.

Эта техника позволяет запоминать списки ненадолго.

Первый десяток слов запомним по тому, на что они похожи по внешнему виду:

  1. Столб, фонарь;
  2. Лебедь;
  3. Попа, ухо;
  4. Стул перевернутый, флаг;
  5. Крючок;
  6. Вишня;
  7. Кочерга, клюшка;
  8. Женщина, гитара;
  9. Воздушный шарик;
  10. Гольф.

Второй десяток – по звучанию:

  1. Орден, Бог Один;
  2. Тварь;
  3. Трио;
  4. Черт;
  5. Пятка;
  6. Шест;
  7. Семечки;
  8. Дева;
  9. Деспот.

Нам надо запомнить список:

  1. Шуба;
  2. Свекла;
  3. Селедка;
  4. Картошка;
  5. Велосипед;
  6. Колбаса;
  7. Конфеты;
  8. Газировка;
  9. Варенье;
  10. Молоко.

Чтобы запомнить эти слова представим шубу, болтающуюся на фонаре, свеклу в клюве у лебедя, селедку, шлепающую попу, картошку, сидящую на стуле, велосипед, с крючком в шине. И для каждого слова надо придумать свою бредовую историю, связывающую его с цифрами от 1-10.

Чем история веселее, неожиданнее, тем скорее она запомнится. Мозг отмечает для себя все необычное, неординарное.

Следующий десяток списка свяжите с цифрами от 11 до 20.

Список:

  1. Телефон;
  2. Карета;
  3. Телевизор;
  4. Кровать;
  5. Осьминог;
  6. Рубашка;
  7. Варежки;
  8. Мышеловка;
  9. Пирог;

Представим орден с изображением телефона, карету в которой едет ужасная тварь. Телевизор, на экране которого танцует трио. Кровать, где спит Черт. Осьминог хватает пятку. Рубашка болтается на шесте. Варежки полны семечек. В мышеловку попались осы. Дева испекла пирог. Деспот кормит всех бочками меда.

Теперь попробуем воспроизвести список и увидим, что у нас это получится, даже в разброс.

Мнемотехника для развития памяти взрослым: лучшие упражнения

Приемы запоминания можно придумывать разные. Если количество букв в слове считать цифрой, то можно запомнить сложное длинное число. К примеру, корень из двух: 1,4142135623. Смешной стишок в этом поможет.

«Я Дуся, я дура, но я вот нашла корень из два».

Способы мнемотехники под названием Рифмизация помогают запомнить скучные законы по физике. «Тело, впернутое в воду, выпирает на свободу с силой выпертой воды телом, впернутым туды», так звучит закон Архимеда.

Для заучивания иностранных слов подходят приемы созвучия. Слово Swing – раскачиваться, похоже на русское свин. Представляя себе раскачивающегося на качели поросенка, запомним надолго английское слово.

Длинные английские слова можно дробить на короткие для более легкого запоминания.

Методы мнемотехники для запоминания текстов

Цицерон, отправляясь на очередное публичное выступление, всегда шел по одной и той же дороге. Дорога была ему знакома, начиная от кустика до камушка. Ключевые слова, с которых начинались блоки, на которые делил тексты Цицерон, он произносил в уме в тех местах, которые помнил по маршруту.

Для запоминания текстов, выучите маршрут, по которому идете каждый день на работу или в школу. Ключевые слова следует связать с точками дороги, которую вы помните наизусть. Текст хорошо разделить на абзацы или главы, небольшие части. Тогда вы сможете удивить своих друзей и преподавателей, рассказывая текст без ошибок.

Лучшие книги по мнемотехнике

В этой книге собраны примеры упражнений, разных способов, для развития быстрого запоминания. Артур запомнил число Пи до 22529 знаков.

Цены на Думчев Артур Помнить все. Практическое руководство по развитию памяти

Книга повествует о периоде времени, которое автор потратил на изучение собственных способностей к запоминанию. Целый год он раскрывал внутренние потенциалы, скрытые механизмы, защитные нюансы и тренировался.

Цены на Джошуа Фоер Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания

Цены на Тони Бьюзен Суперпамять

Любой человек при желании может помнить обширные объемы информации, в цифрах, событиях, списках, в виде текстов. Если вы не верите, советуем попробовать поработать со своей памятью по методу О’Брайена. Упражнения дадут уникальный результат через несколько недель.

Цены на Доминик О’Брайен Как развить Суперпамять

Денис Букин «Развитие памяти по методикам спецслужб»

Произведение выпущено для тех, кто плохо запоминает информацию. Улучшить возможности ума, стать смелее в коллективе, результативнее в карьере, семье, максимально улучшить потенциал мышления учит Денис Букин.

Путь к большому успеху открывает талант хорошо помнить и обрабатывать объемную информацию быстрее других. Эти таланты можно развивать, считает автор, предлагая необычные способы и интересные упражнения.

Цены на Кристин Лоберг, Майк Байстер Быстрый ум. Как забывать лишнее и помнить нужное

У десяти процентов престарелых людей, перешагнувших семидесятилетие замечена болезнь Альцгеймера. Нил Барнард рекомендует полезную еду и упражнения, отодвигающие расстройство мышления, проявления слабоумия и утрату воспоминаний.

Цены на Нил Барнард Питание для мозга. Эффективная пошаговая методика для усиления эффективности работы мозга и укрепления памяти

Познакомившись с этим произведением, вы узнаете о работе головного мозга, о том, как сохранить ясность мышления до последних дней жизни. Решать интересные головоломки, необычные задачки и синтезировать новые связи нейронов в коре головного мозга, предлагает Анхельс Наварро.

Цены на Анхельс Наварро Память не изменяет. Задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти

Достигнуть настоящих рекордов в различных сферах жизни, вы сможете, когда прочитаете это простое руководство. Раскроются потенциальные способности запоминания, возможности обрабатывать большой объем текста, цифр и чисел.

Цены на Гарри Лорейн, Джерри Лукас Развитие памяти. Классическое руководство по улучшению памяти

Как однажды сказал известный шахматист из Армении, память - исключительно загадочная вещь, так как позволяет вспомнить ему партии, сыгранные несколько десятилетий тому назад, а вот запомнить свой номер телефона совершенно нереально. И для ученых, занимающихся особенностями памяти, она тоже до сих пор представляет собой загадочный механизм. Некоторые его параметры, характеристики удалось выявить и изучить, но еще больше информации нам пока недоступно. Где хранятся воспоминания? Как активировать память? Как корректировать хранилище памяти? Все эти вопросы или не имеют ответа, или ученые его только-только начинают находить. Специально для тех, кто хочет развить свою память, была изобретена мнемотехника. Упражнения, которые предлагает эта практика, дают возможности для саморазвития, самосовершенствования.

Как улучшить память?

Как удалось узнать ученым, в механизмах памяти задействовано огромное количество нейронов, формирующих связи с соседними участками тканей. Стимуляция клеток нервной системы позволяет сохранить данные в кратковременной памяти, а частый повтор стимуляции укрепляет связи между нейронами и делает их стабильными. Это позволяет данным перейти из кратковременной памяти в хранилище на долгий срок.

Упражнения мнемотехники предполагают влияние на связи таким образом, чтобы данные переходили из кратковременной памяти в долговременную. На это же рассчитаны и все те упражнения, на которых строится школьная программа: многократное повторение одного и того же позволяет сделать крепче нейронные связи. В то же время хорошо известно, что некоторые данные запомнить намного проще, а вот освоение других дается с большим трудом. Если какая-то информация упорно не удерживается в памяти, а ее обязательно нужно заучить, на помощь приходят упражнения мнемотехники, активно используемые и в маркетинговых стратегиях, и в режиссуре, и в психологии.

Основные правила

Как удалось выяснить (а затем реализовать в упражнениях мнемотехники), лучше всего человек усваивает данные в начале информационного блока и его конце. Также проще запомнить, если человек сам дает себе установку: «Это важно!» Как удалось выявить в ходе исследований, испытуемые лучше запоминали незавершённые фразы (вероятно, здесь срабатывают механизмы мышления, ответственные за любопытство).

Чем интереснее информация, тем ее проще запомнить. Дополнительный положительный эффект дает повторение данных, желательно несколько раз. Наконец, последнее правило - запоминать нужно на практике. Чем более полезна информация для нашей повседневной жизни, тем эффективнее она будет усваиваться нашим мозгом и с большей охотой записываться им в долговременное хранилище. Эффективные упражнения из мнемотехники учитывают все указанные правила (или большинство из них).

Зачем нужна мнемотехника?

Чаще всего такой вопрос приходит в голову человеку, которому свойственна хорошая память от природы. И все же мнемотехника может пригодиться и в этом случае: например, этот метод позволяет удержать в голове сложную для усвоения информацию. Можно довольно быстро создать ассоциативный ряд, благодаря которому мозг кодирует информацию и сохраняет ее, несмотря на сложность для восприятия (например, длинные числа). Формировать ассоциативный ряд, как видно из упражнений мнемотехники для памяти, можно, основываясь на чем угодно: прикосновениях, звуках или зрительных образах.

Простые и эффективные методики

Один из самых результативных методов мнемотехники называется «Дворец памяти», но подходит он только тем, кому свойственно сильное воображение, а также людям с ярко выраженным творческим потенциалом, так как приходится создавать целый выдуманный мир вокруг объекта, информацию о котором нужно усвоить. А вот мнемотехника в упражнениях для детей предполагает применение гораздо более простых, но тоже эффективных методик, из которых на первом месте - рифма. Со школьной скамьи она известна по заучиванию числа «пи»: было написано специальное стихотворение, позволяющее выучить наизусть эту сложную цифру аж до 13-го знака. Мнемотехника в упражнениях для детей школьного возраста рекомендует писать несложные стихотворения для любого объекта, данные о котором необходимо усвоить. Подача в рифмованной форме позволяет упростить запоминание, а многократное повторение стихотворения переносит данные в долговременное хранилище информации в нашем мозге.

Именно через стихотворение можно запомнить глаголы, являющиеся в нашем родном языке исключениями. Были придуманы в стихотворной форме собрания слов, в которых сложные ударения, дающиеся не всем и не каждому. Через запоминание стихотворения освоение данных дается намного проще. Необязательно брать готовые упражнения можно запросто сочинить собственное стихотворение - и усваиваться оно будет даже лучше, чем подготовленное кем-то.

Звуки и вспомогательные объекты

Довольно часто к мнемотехнике, упражнениям для развития памяти прибегают при изучении азбуки Морзе. Действительно, запомнить правильные коды для всех букв очень сложно. Как правило, обучающиеся морзянке прибегают к кодировке каждого из символов звуками, проще говоря, напевают, осваивая азбуку. Например, для обозначения первой буквы алфавита, записываемой последовательностью точки и тире, зачастую поют «Ай-даа», а вторую для себя запоминают как «Баа-ки те-кут», так как буква «Б» кодируется последовательностью из тире и трех точек.

Подойдет всем

Описанный выше вариант - это мнемотехника для развития памяти взрослым. Упражнения для детей обычно попроще. Например, чтобы понять, сколько дней в месяце, нужно просто посчитать по костяшкам. Удивительно, но эта методика, изобретённая гораздо раньше, нежели слово «мнемотехника», полностью удовлетворяет правилам для упражнений этой методологии. Чтобы проверить, насколько длинный месяц, нужно просто сжать руки в кулаки и посчитать месяцы по костяшкам. Если приходится на косточку - 31 день, если на впадину - 30. Другой забавный метод, позволяющий запомнить непростой для человеческого восприятия процесс прироста луны: если приставить к месяцу палец, можно понять, убывает сейчас луна или растет. Если вышла буква «Р», значит, период прироста.

Связь между объектами

Особенное внимание в мнемотехнике приковано к взаимодействию объектов друг с другом, к возможности создания последовательности из даже, казалось бы, несвязанных между собой предметов, звуков и явлений. При этом создается осмысленное предложение, которое надолго сохраняется в памяти. Классический пример из русской грамматики, позволяющий запомнить все падежи в правильной последовательности: «Иван родил девчонку, велел тащить пеленку». Казалось бы, смысла у этого предложения очень мало, но именно благодаря абсурдности оно легче запоминается. Другой хороший пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Этой же логикой, доступной из мнемотехники, можно пользоваться, чтобы запомнить последовательность цифр (к примеру, телефонный номер). Для кодировки следует использовать ту самую клавиатуру, на которой номер набирается. Для каждой цифры есть комбинация символов, записанная на эту же клавишу. Можно просто запомнить какое-нибудь слово, которое можно набрать через нужные клавиши, и это позволит сохранить в памяти номер телефона.

Скорочтение и мнемотехника

Одно из важных практических применений мнемотехники - это умение быстро читать. Чем медленнее человек запоминает полученную информацию, те медленнее он ее усваивает, тем медленнее читает. Наоборот, тот, кто может быстро запомнить поступившие данные, также быстро способен прочитать некоторый текст и усвоить из него максимум полезной информации.

Обучение мнемотехнике требует усилий и времени. Вряд ли удастся добиться хороших результатов меньше чем за полгода, хотя освоить основные идеи методологии можно всего лишь за пару дней. Важно усердно относиться к поставленной перед собой задаче и четко осознавать, ради чего нужно тренировать мозг.

Фоновая память

Простые упражнения из мнемотехники позволяют результативно тренировать фоновую память. На помощь придет в свободное время можно придумывать небольшие примеры и рассчитывать итог по ним в голове, не прибегая к записям. Также необходимо стараться по возможности долго сохранять в голове данные, вызвавшие хоть какой-то интерес. Если удастся сделать это даже без формирования ассоциативной цепочки - это определённый успех. При чтении книги стоит сконцентрироваться на сохранении в памяти нескольких абзацев одновременно - скажем, сразу пяти. Поначалу это будет непросто, но со временем даст хорошие результаты для памяти.

Если мнемотехника используется для запоминания стихов, то есть один хороший совет, упрощающий процесс заучивания: необходимо повторять информацию ежедневно. То есть наилучший результат дает длительное заучивание, растянутое на недели и даже месяцы. Не нужно спешить, главное - качество. Начинать можно с одного четверостишия, к которому постепенно прибавлять несколько строчек. Кроме прямого порядка, стоит запомнить еще и обратный. Это даст наилучший результат - стихотворение останется в памяти на всю жизнь.

Цифры, слова и наука

Некоторые ученые придерживаются мнения, что невозможно улучшить память. Во многом это обусловлено тем фактом, что и по сей день неизвестны все особенности механизмов, на основании которых человек запоминает, сохраняет информацию, применяет ее для своей жизни. А вот видимость хорошей памяти можно создать, если пользоваться возможностями мнемотехники. В то же время известно, что четкое запоминание для всех доступно в количестве семи объектов (+/- две единицы). Это распространяется и на предложения, и на слова, и на цифры. Такой объем информации усваивается за один раз, но каждый следующий подход дает увеличение запоминаемого объема данных.

Для запоминания цифр рекомендуют пользоваться ассоциативным рядом. Эти упражнения мнемотехники наиболее полезны для детей. Например, цифра «2» похожа по форме на лебедя - вот и ассоциативная цепочка, позволяющая уложить в голове правильное написание. Как только удастся запомнить сто образов, описывающих сто чисел, дальше уже получится выбирать любые образы из памяти для описания самых разных чисел, какой бы длины они ни были.