Дизайн Маникюр Болезни

В фокусе внимания: развитие процесса в дошкольном возрасте. Развитие внимания у детей дошкольного возраста

Одним из ключевых навыков, которым должен овладеть ребенок до начала учебы в школе, является развитие внимания. Читать, писать и считать ребенка в школе научат, а вот уметь сконцентрировать внимание каждый ребенок должен уметь уже к началу обучения в школе. Поскольку недостаток внимания у первоклассника может создать немало трудностей и проблем для школьника и его родителей. Поэтому взрослым стоит заблаговременно задаться вопросом «Как развивать внимание у дошкольников?»

Этапы развития внимания у детей

Развитие внимания у малышей начинается с возникновения так называемого «непроизвольного внимания», т.е внимания, которое возникает у малыша само собой и не требует приложения усилий ни со стороны ребенка, ни со стороны родителя.

У маленьких детей преобладает именно этот вид внимания, благодаря ему, малыши запоминают, то, что наиболее ярко, красочно и эмоционально. Но такой вид внимания весьма избирательный, ребенок сосредотачивается только на том, что для него кажется интересным и столько, сколько ему это интересно, родителям становится совсем не понятно как удержать внимание будущего школьника.

Позже, в процессе игры, общения и обучения, у ребенка начинается формирование произвольного внимания, т.е внимания, возникновение которого требует усилий со стороны ребенка, ведь от него требуется делать не то что нравится, а то что нужно. В связи с этим, в формировании произвольного внимания у ребенка нельзя обойтись без участия взрослых наставников. Развить произвольное внимание у ребенка помогут специальные занятия, игры и задания.

Упражнения на внимание для дошкольников

Для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста существует огромное количество методик и заданий, в большинстве своем они очень просты и любой родитель может использовать их, тренируя своего малыша в игровой форме.

Не забывайте, что главное в таких развивающих занятиях — заинтересовать ребенка. Для этого придерживайтесь несложных правил: дети любят, когда информация подается в наглядной форме, когда мама или папа сами заинтересованы в игре – искренне удивляются, радуются, интересуются. Нельзя забывать, что инструкция к заданию для ребенка должна быть точной, пошаговой и исчерпывающей.

Начать можно со следующих несложных заданий:

  • « Посмотри на предметы и постарайся их запомнить, теперь отвернись и назови предметы, которые ты только что видел. Какого они цвета? Какого размера? Какую имеют форму?»
  • «Закрой глаза, прислушайся. Теперь называй по очереди все звуки, которые ты слышишь»
  • «Посчитай сколько ступенек на лестнице»
  • «Посчитай сколько дверей в соседнем доме»
  • «Постарайся запомнить, во что были одеты твои друзья в детском саду, а вечером расскажешь»
  • Каждый день проходя мимо своего дома, запоминай что изменилось во дворе и отмечай новые детали, на которые раньше не обращал внимания

Подобные задания родитель может придумывать самостоятельно, тем самым превращая любую прогулку или поход в магазин – в увлекательную игру.

Развивающие игры на развитие внимание дошкольников

  1. Игра «Все помню»

Для этой игры понадобится от трех и более человек. Суть ее заключается в том, чтобы запомнить как можно больше слов в определенной последовательности. Для начала, нужно выбрать тему, которая будет объединять слова, например, тема — фрукты. Далее назначаем судью, который будет записывать слова по порядку на листочек и следить за правильностью ответов. Начинаем игру, диалог должен состояться примерно такой:

— Яблоко,- говорит первый участник.

Яблоко, груша,- говорит второй, а судья записывает.

Яблоко, груша, персик,- снова говорит первый игрок.

Сначала правильно назвать все наименования очень легко, но вот, когда их количество переходит за десять, игра приобретает истинный смысл. Тот, кто ошибся – выбывает из игры, остальные продолжают, пока не останется один победитель.

  1. Игра «зверята»

Лучше всего проводить такую игру с небольшой группой детей. Если в доме есть старшие дети, младшему ребенку будет гораздо веселее выполнять задания вместе с ними. Понадобится музыка и один ведущий, лучше взрослый.

Включаем музыку, хорошо подойдет «Марш» Прокофьева, дети идут по кругу под музыку. Ведущий объявляет — «лошадки!», дети начинают скакать, изображая лошадей, ведущий меняет задание и говорит – «птички», дети машут руками и показывают птиц, ведущий говорит «аист», дети стоят на одной ноге как аисты и т.д.

Игра прекрасно стимулирует внимание, обучает быстро и точно реагировать на звуки.

  1. Игра «четыре стихии»

Игроки садятся в круг, выбирают ведущего. Правила такие: когда ведущий говорит слово «вода» — игроки должны вытянуть руки вперед, на слове «земля»- опустить руки вниз, «воздух»- все поднимают руки вверх, «огонь»- игроки делают круговые вращения руками. Проигрывает тот, кто первый ошибется.

Данная игра развивает внимание, которое координирует слуховой и двигательный анализаторы.

  1. Игра «Найди домик»

Вам понадобится рисунок с изображением семи разных животных, объясняем малышу, что каждая зверушка спешит к себе домой, специальные линии соединяют животных с их домиками. Ребенку нужно, без помощи карандаша, проследить по линиям, где чей домик.

Тест на внимательность «Найди отличия»

В школе ребенку нужно будет не только внимательно слушать, что говорит учитель, но и тщательно анализировать полученную информацию. Развить эти навыки помогут старые добрые, всем родителям с детства известные, картинки «найди отличия». Предложите малышу внимательно посмотреть на две, казалось бы, совсем одинаковые картинки и найти на них как можно больше отличий.

Как мы видим, развитие внимания у дошкольников проходит в веселой игровой форме, каждый родитель может без труда выполнять эти задания вместе с детьми и добиться высоких результатов.

Ирина Лозицкая, семейный психолог


Вниманию присвоен статус одной из наиболее значимых составляющих познавательной деятельности. Этот психический процесс позволяет людям выбирать объекты для изучения и сосредотачиваться на них, что способствует более полному и четкому отражению действительности.

Влияние внимания на жизнь и развитие ребенка сложно переоценить. Физиологические и психические сбои препятствуют полноценному познанию мира, вследствие чего дошкольники не могут сфокусироваться на заинтересовавших их явлениях, предметах и животных.

Разновидности внимания

В младшем возрасте внимание характеризуется как непроизвольное (привлечение возможно в случае появления чего-то красочного и интригующего). Ответная реакция проявляется в виде эмоционального отклика. Занимающиеся с крохами взрослые не должны забывать о том, что у малышей могут возникать трудности с сосредоточением. Именно поэтому предлагаемые для изучения предметы должны вызывать у ребятни интерес.

Непроизвольное внимание по сути является пассивным и непреднамеренным. Реализуется оно за счет выделения отличительных черт. В число последних вошли привлекательные для ребенка запахи, мелодичные звуки и поражающие воображение цветовые сочетания.

Активация непреднамеренного внимания может наблюдаться в случае:

  • появления нового предмета или объекта;
  • совершения людьми или механизмами каких-либо действий, связанных с движением;
  • неожиданного обнаружения раздражителей (в этот перечень вошли световые вспышки, громкие и резкие звуки);
  • выявления контрастных особенностей предметов, имеющих отношение к размеру, форме и цвету.

У дошкольников фиксируется доминирование пассивного внимания. Обусловлено это наличием частичной зависимости от закрепления и дифференциации недавно усвоенных знаний. Поначалу кроха не имеет представления о видовом многообразии растительного и животного мира. Ему неизвестно о том, что на планете проживают люди с разнообразным цветом кожных покровов, а строения могут иметь различную форму и цвет в зависимости от их предназначения и архитектурного замысла. На начальном этапе новые для себя знания малыши получают от взрослых. Чуть позже внимание начинают привлекать не только выбивающиеся из общей картины предметы, но и необычные объекты, сталкиваться с которыми ребенку еще не приходилось.

Начало развития произвольного внимания приходится на старший дошкольный возраст. Шестилетние дети должны демонстрировать навык управления собственным вниманием. Действует принцип приоритетности: малыши сосредотачиваются на более важных и нужных действиях, в то время как занимательное и интересное может отодвигаться на второй план.

Произвольное внимание характеризуется как активное и преднамеренное. Изначально его формирование проходит за пределами личности крохи. Важно понимать, что развитие непроизвольного внимания не является предпосылкой возникновения произвольного. Формирование преднамеренного внимания — результат коммуникации детей с окружающими их взрослыми. Несмотря на существенные различия с пассивной разновидностью активное внимание также базируется на увлечениях, ощущениях и накопленном на текущий момент опыте.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста

Что такое эмоции? Как происходит эмоциональное развитие малышей дошкольного возраста? Что нужно знат...

Возникновение произвольного внимания наблюдается при необходимости проявления воли, подразумевающей возможность сосредоточения на объекте, по отношению к которому следует произвести определенные действия. Психическому состоянию ребенка отведена значимая роль. Пребывание в неподходящем настроении, перевозбуждение, болезнь или возникшая на фоне переутомления слабость оказывают негативное влияние на способности, связанные с концентрированием и сосредоточением.

Возникновение послепроизвольного внимания возможно в случае полного погружения крохи в определенный вид деятельности. В такие минуты фиксируется отсутствие волевого напряжения, вследствие чего у малыша отпадает необходимость принуждения себя к осуществлению конкретных действий. Благодаря этому повышается привлекательность процесса, реализация которого уже не вызывает особых затруднений.

Подобному вниманию присущи некоторые особенности. Наиболее важные из них связаны с высокой результативностью и опережающей другие разновидности продолжительностью. Сосредоточенность без потери целенаправленности объясняется отсутствием усталости, накопления которой не наблюдается ввиду отсутствия перенапряжения.

Свойства внимания

Благодаря вниманию осуществляется отбор информации, поступающей от органов чувств. Некоторые данные игнорируются, в то время как другие принимаются к сведению. Уникальному психическому процессу присущ ряд свойств:

  • Под объемом подразумевается количество информации, удерживаемой в сознании. По отношению к ребенку этот показатель представляет собой число объектов, одновременно воспринимаемых и «схватываемых» малышом. Для оценивания данного параметра можно разложить на поверхности стола десяток небольших предметов и накрыть их тканью. Далее в присутствии малыша объекты открываются на несколько секунд, после чего вновь закрываются. Задача дошкольника — правильно назвать как можно большее количество скрытых от глаз вещей.
  • Под сосредоточенностью понимают возможность концентрирования на определенном объекте без отвлечения на посторонние факторы. Поскольку дошкольникам присуща небольшая сила сосредоточения, указанное свойство нуждается в развитии. Весьма полезны разучивания стихов при работающем телевизоре или радиоприемнике.
  • Устойчивость представляет не что иное, как способность сохранения сосредоточенности на протяжении длительного времени. Она демонстрирует, насколько долго малыш в состоянии поддерживать требуемый уровень сосредоточенности по отношению к конкретному объекту или виду деятельности. Шестилетним крохам, к примеру, вполне по силам продуктивное занятие одним делом на протяжении 10-15 минут. Превышение верхней границы временного интервала чревато снижением активности, в связи с чем возникает необходимость предоставления малышу короткого перерыва.
  • Переключаемость ассоциируется с осмысленным переведением концентрации с одного предмета/вида деятельности/объекта на другой. В качестве оценивающего параметра выступает скорость преднамеренного перехода. Отличительная особенность — наличие нервного напряжения, реализуемого в виде волевого усилия.
  • Термин «распределение» подразумевает возможность рассредоточения внимания на несколько дел, выполняемых одновременно. Нарушение любого из перечисленных выше свойств грозит детям возникновением аномалий. Дошкольники младшего возраста больших успехов в переключении и распределении внимания не добиваются. Для их развития могут быть задействованы специальные упражнения. Плохая переключаемость довольно часто проявляется в виде рассеянности. Ребенку при этом свойственны частые отвлечения и неумение сосредоточения на одном объекте. В качестве наиболее вероятных причин рассеянности могут выступать:
  • Аденоиды в носоглотке, препятствующие нормальному носовому дыханию. Работа мозга нарушается из-за нехватки кислорода, поступающего в систему кровоснабжения;
  • Быстрая утомляемость, побороть которую способно соблюдение режима дня (исключения не делаются даже для выходных дней). Малыш не должен ощущать себя эмоционально перегруженным. Занятия в разнообразных кружках, посвящение времени компьютерным играм, поход в гости, просмотр мультфильмов и художественных картин не должны осуществляться в один день. Впечатления должны поступать дозировано. Отступление от этого правила чревато перевозбуждением крохи, за которым может последовать апатия.
  • Неправильное воспитание, проявляющееся в выполнении любой прихоти любимого чада . Ребенок при этом освобождается от всех обязанностей. Отключению внимания предшествует утомление, вызванное обилием развлечений, несоблюдением временных границ отдыха и занятий, разбросанностью интересов.

Особенности развития внимания

Свойства внимания нуждаются в целенаправленном развитии. Лишь при таком подходе взрослеющий ребенок сможет осознать важность внимательности и научится быть внимательным.

Зрительное восприятие дошкольников

В психическом развитии дошкольников одним из важнейших показателей следует признать степень зрительн...

Развитие внимания у детей дошкольного возраста обусловлено внесением изменений в повседневную жизнь, сопряженным с освоением новых для малышей видов деятельности. Ребятне 4-5 лет довольно часто приходится слышать от взрослых призывы к внимательности. Тщательное выполнение советов и наставлений способствует совершенствованию навыка управления вниманием.

Произвольное внимание развивается по мере овладения средствами управления, носящими внешний характер. Наибольшее распространение получили указывающие жесты и озвучиваемые взрослыми фразы. По мере взросления фиксируется появление новых особенностей, влекущих за собой расширение списка средств управления. Речь крохи усложняется за счет внедрения планирующей функции. Накануне похода в зоопарк малыш может сообщить, что в начале экскурсии он будет любоваться жирафом, после чего проследует к клетке с тиграми. Возможность формулирования цели позволяет ребенку намечать объект заблаговременно. За этим действием следует внимательный осмотр и оценивание особенностей. Соблюдение разработанного плана подталкивает карапуза к осознанию и пониманию значения и конечной цели предстоящих шагов. Таким образом запускается процесс развития активного внимания.

Знакомство с правилами поведения и принятыми в обществе нормами также способствует развитию внимания. Желание поиграть с ровесниками может натолкнуться на какую-нибудь преграду. В качестве последней зачастую выступает просьба родителей об оказании помощи по дому. Предшествующее обеду размещение столовых приборов принуждает карапуза к сосредоточению сил на порученном важном деле. Увлекшийся интересным для него занятием малыш уже не нуждается в применении силы воли. На смену произвольному вниманию приходит послепроизвольное.

Направления развития внимания

В сфере развития внимания намечены несколько основных направлений:

  • Удержание полученных инструкций в памяти. Приветствуется повторение указаний вслух. Это действие может осуществлять как взрослый, так и непосредственно сам ребенок. Этот способ гарантирует запоминание малышом разработанного родителями или педагогом алгоритма, благодаря чему кроха окажется в состоянии проконтролировать выполнение каждого пункта. Отклонение от плана подразумевает проведение дополнительного инструктажа. Проговаривание поставленной задачи может сопровождаться действиями, закрепляющими тот или иной навык.
  • По мере успешного выполнения поставленных ранее задач необходимо переходить к их постепенному усложнению. Как правило, дошкольникам довольно редко удается с первого раза справиться со сложным заданием. При возникновении трудностей желательно разбить исходную задачу на несколько этапов и снабдить их подробными инструкциями. По истечении некоторого времени можно переходить к усложнению действий. На этапе обдумывания очередной инструкции малыш предпринимает попытки к ее трансформированию в самоприказ, отличительной особенностью которого является проговаривание про себя или вслух запланированных действий.
  • Формирование самоконтроля, заключающегося в осуществлении дошкольником контроля за собственными действиями. В ходе выполнения задания ребенок может разъяснять, что именно он собирается сделать. Рассуждения могут быть ориентированы как на окружающих, так и на самого себя. В качестве примера может быть приведено исправление ошибок на основании анализа рисунков, сделанных другими детьми. Присущее ребятне желание победить может быть задействовано на занятиях в качестве дополнительного стимула. Самостоятельное выполнение задачи при отсутствии ошибок вознаграждается небольшим призом.

Краткая инструкция по развитию внимания

Помимо проговаривания и повторения, способствующих активизации понимания и принятию задания, можно обучать детей сознательному направлению внимания на конкретные объекты и явления. На этапе просмотра иллюстраций можно предложить ребенку отыскать любимого сказочного персонажа, самое высокое здание, знакомое животное и т.д. В ходе прогулки малыш может попытаться найти автомобиль заданного цвета или дерево конкретной породы (тополь, ива, клен, каштан и т.п.). Услышанное и увиденное подлежит обязательному обсуждению. Также кроха проявит интерес к следующим упражнениям:

Сенситивные периоды развития ребенка

Под сенситивным периодом понимают временной интервал, для которого характерно наличие наиболее подхо...

  1. Выбору идентичных предметов из совокупности представленных;
  2. Нахождении отличий;
  3. Раскрашивании картинок определенными цветами;
  4. Прохождении нарисованных лабиринтов;
  5. Озвучивании изменений, произошедших за период пребывания ребенка с закрытыми глазами (перемещение или исчезновение одной из игрушек и т.д.);
  6. Запрету на выполнение заранее оговоренного движения (другие движения можно выполнять после соответствующей команды взрослого);
  7. Соотнесению предметов с предложенными категориями (живое/не живое, летает/не летает, съедобное/несъедобное и т.п.);
  8. Перерисовыванию рисунков и узоров по клеточкам;
  9. Графическому «диктанту», представляющему собой вычерчивание узора на листе в клеточку под диктовку одного из родителей (педагога, бабушки) путем озвучивания соответствующих указаний: три клетки влево, одна клетка вниз и т.д. Рисунок желательно проработать заранее;
  10. Предоставлению ответов на вопросы, в которых не содержатся определенные слова (к примеру, «да» или «нет»);
  11. Вычеркиванию (подчеркиванию, обведению в кружок и т.д.) определенных символов (кругов, треугольников, квадратов, букв алфавита и т.д.);
  12. Прислушиванию к звукам, раздающимся вне пределов комнаты или на улице, с целью описания сопровождающего их действия (проехал автомобиль, гавкнула собака, стекает вода с крыши, хлопнули двери и т.п.);
  13. Игре в «Пуговички», для которой потребуются два одинаковых набора пуговиц и несколько листов бумаги. Суть игры определена следующими правилами. Один из участников выставляет три пуговицы. Задача второго игрока заключается в запоминании особенностей задействованных предметов и мест их расположения. После накрывания пуговиц этот участник воспроизводит увиденное на имеющемся в его распоряжении игровом поле, в качестве которого выступает лист бумаги. Успешный результат предполагает усложнение игры за счет сокращения выделяемого на осмотр времени и увеличения количества пуговиц.

Заключение

Совершенствование детского внимания подразумевает возможность развития всех присущих данному психическому процессу свойств, включая устойчивость и переключение. В качестве подсобных материалов могут выступать конструкторы и пазлы. Весьма эффективны игры развивающего характера и разработанные специалистами упражнения.

Для дошкольного возраста типичны видимые невооруженным глазом перемены, затрагивающие все разновидности и свойства внимания. Доминирование пассивного внимания не мешает одновременному осуществлению манипуляций с несколькими объектами. В часто повторяющихся действиях просвечивается автоматизм, благодаря чему совершенствуется возможность рассредоточения.

Закрепление способности сосредоточения позволяет крохе выполнять даже те указания взрослых, которые не вызывают особого восторга. Осознание необходимости доделывания порученной работы способствует фокусированию на конечной цели.

Стремительное развитие активного внимания в конце старшего дошкольного возраста обусловлено влиянием самоинструкций, базирующихся на стремлении внимательного следования подсказкам взрослых до достижения малышом пятилетнего возраста. При наличии трудностей в сфере сосредоточенности и концентрации крохе должна быть предоставлена соответствующая помощь, учитывающая особенности развития ребенка и степень демонстрируемой малышом внимательности. На протяжении всех проведенных в школе лет преднамеренное внимание будет рассматриваться в качестве одного из наиболее значимых условий, сказывающихся на степени успешности учебного процесса.

37 0

Внимание − очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом − ее качественное выполнение.

Актуальность проблемы изучения особенностей и формирования внимания у детей младшего школьного возраста определяется, прежде всего, тем, что именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики внимания, как и других процессов.

Внимание - это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности.

Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно – необходимое условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир.

Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у дошкольников, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие взраслые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, сколь-либо долго удерживать внимание при решении учебных задач.

Теоретическим основанием для разработки этой проблемы послужили работы Павлова И. П., Сеченова И. М., Ухтанского А. А. (физиологические основы внимания); Гильбуха Ю. З., Гальперина П. Я., Кобыльницкой С. Л. (как прикладные исследования внимания); Волокитиной М. Н., Матюхиной М. Ч. (исследования внимания с учётом возрастных особенностей).

Основная гипотеза формируется следующим образом: система приемов и методов по организации внимания детей младшего школьного возраста, применяемая учителем, способствует формированию произвольного внимания. Доказательство основной гипотезы требует решения следующих задач исследования:

· Провести теоретический анализ проблемы.

· Разработать методический блок и исследовательские процедуры для изучения внимания детей.

· Описать особенности формирования внимания детей данного возраста и использование приёмов, способствующих развитию внимания.

Объект исследования: развитие младшего дошкольника.

Предмет исследования: произвольное внимание.

Цель исследования – изучить особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть состояние проблемы изучения особенностей внимания у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе;

2. Охарактеризовать особенности развития внимания у детей дошкольного возраста;

3. Подобрать методики изучения особенностей внимания у детей дошкольного возраста;

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме внимания детей дошкольного возраста.

Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, списка литературы.

Эмпирическая база исследования: Департамент образования города Москвы Юго-Восточное окружное упровление образованием Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Школа N 2088 . Дошкольное отделение 2.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования

«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (МПГУ)

ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Кафедра возрастной психологии

Направление подготовки «Психолого-педагогическое образование»

Профиль: Психология и педагогика дошкольного образования

Аббасова Эльвира

Ибрагим Кызы

Студентка 3го курса

заочного отделения,

КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕМА: «Особенности развития внимания в дошкольном возрасте»

Научный руководитель:

Ст. преподаватель
Сергеева Маргарита Васильевна

Москва – 2016г.

Введение………………………………………………………………...…….....3-4

Глава I. Теоретические основы развития внимания у детей дошкольного возраста

  1. Внимание и его физиологические основы………………………………..5-8
  2. Психологические особенности детей дошкольного возраста….…...…9-14

Вывод по главе I…………………………………………………….….………..15

Глава II. Исследование развития внимания у детей дошкольного возраста

2.1Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста……..16-21

2.2 Способы развития внимания детей дошкольного возраста.…………..22-24

Вывод по главе II………………………………………………………………...25

Заключение…………………………………………………………………….....26

Список литературы…………………………………………………………..27-28

Введение

Внимание − очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом − ее качественное выполнение.

Актуальность проблемы изучения особенностей и формирования внимания у детей младшего школьного возраста определяется, прежде всего, тем, что именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики внимания, как и других процессов.

Внимание - это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности.

Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно – необходимое условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир.

Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у дошкольников, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие взраслые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, сколь-либо долго удерживать внимание при решении учебных задач.

Теоретическим основанием для разработки этой проблемы послужили работы Павлова И. П., Сеченова И. М., Ухтанского А. А. (физиологические основы внимания); Гильбуха Ю. З., Гальперина П. Я., Кобыльницкой С. Л. (как прикладные исследования внимания); Волокитиной М. Н., Матюхиной М. Ч. (исследования внимания с учётом возрастных особенностей).

Основная гипотеза формируется следующим образом: система приемов и методов по организации внимания оетей младшего школьного возраста, применяемая учителем, способствует формированию произвольного внимания. Доказательство основной гипотезы требует решения следующих задач исследования:

  • Провести теоретический анализ проблемы.
  • Разработать методический блок и исследовательские процедуры для изучения внимания детей.
  • Описать особенности формирования внимания детей данного возраста и использование приёмов, способствующих развитию внимания.

Объект исследования: развитие младшего дошкольника.

Предмет исследования: произвольное внимание.

Цель исследования – изучить особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть состояние проблемы изучения особенностей внимания у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе;

2. Охарактеризовать особенности развития внимания у детей дошкольного возраста;

3. Подобрать методики изучения особенностей внимания у детей дошкольного возраста;

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме внимания детей дошкольного возраста.

Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, списка литературы.

Эмпирическая база исследования: Департамент образования города Москвы Юго-Восточное окружное упровление образованием Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Школа N 2088 . Дошкольное отделение 2.

Глава I. Теоретические основы проблемы развития внимания у детей дошкольного возраста в психолого− педагогических исследованиях

  1. Внимание и его физиологические основы

Окружающие нас предметы и явления действуют через органы чувств на мозг, вызывая ощущения, восприятия, представление мысли, чувства и другие психические процессы. Все они являются отражением внешнего мира в сознании. Но это отражение в разных условиях является различным. Различия в восприятии внешних воздействий зависит от внимания. Его чаще всего определяют как направленность, сосредоточенность нашего сознания на определённом предмете или явлении. Под направленностью понимается определённый выбор, предмет или явление среди других. Сосредоточенность – это, по мнению многих учёных, отвлечение от всего, что не имеет отношения к данному предмету или к данной деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что внимание – это свойство или особенность психической деятельности человека, обеспечивающая наилучшее отражение одних предметов и явлений действительности при одновременном отвлечении от других.

Слово «внимание», подобно слову «чувство», употреблялось в истории психологии для обозначения различных процессов. Прежде всего, бывают такие случаи, когда наше внимание направляется на что-нибудь, и мы бессильны воспрепятствовать этому, или, другими словами, бывают такие впечатления, что не мы на них обращаем внимание, а они берут наше сознание штурмом. К этому разряду впечатлений принадлежат интенсивные возбудители. Громкие звуки, яркие световые явления, сильные боли – все это впечатления привлекают наше внимание против нашей воли. Всё новое также овладевает вниманием. Новым впечатлением, говоря на психологическом языке, будет такое впечатление, которое при своём вступлении в сознании не имеет ещё с ним ассоциативных связей; оно стоит в нём уединённо, изолированно от других .

Итак, интенсивность, качество, повторение, внезапность, новизна – вот те факторы, которые определяют внимание. Как только они выступают в сознании, мы должны обратить на них внимание, даже если бы у нас были основания направить внимание в другую сторону.

Нужно сказать, что внимание нельзя считать самостоятельным психическим процессом, подобно ощущению, восприятию, памяти, мышлению, эмоциям. Оно не существует вне каких-либо психических процессов. Мы можем внимательно думать, внимательно воспринимать, внимательно запоминать, но быть просто внимательным независимо от ощущений, восприятия, мышления – невозможно. Внимание характеризует состояние психических процессов, является как бы одной из сторон психической деятельности личности.

С точки зрения отеественной науки внимание у человека развивалось в процессе сознательной и трудовой деятельности, особенно такой, какая требовала волевых усилий. Нужно отметить, что проблемой внимания занимались многие зарубежные и отечественные психологи.

В работах В. Вундта это понятие, например, было отнесено к процессам, посредством которых осуществляется отчётливое осознание содержания воспринимаемого и его интеграция (включение, преобразование в целостную структуру прошлого опыта).

Н. Ф. Добрынин провёл ряд теоретических и экспериментальных исследований внимания. Его основная идея заключается в том, что внимание рассматривается как проявление активности личности.

В своих работах Н. Ф. Добрынин выдвигает принцип значимости как «один из основных факторов, вызывающих активную психическую деятельность». У животных имеет место биологическая значимость внешних воздействий на организм, у человека же кроме неё большую роль играет общественная и личностная значимость. Согласно этой теории, «внимание у людей возникает прежде всего тогда, когда действуют раздражители, затрагивающие интересы личности».

В отечественной психологии П. Я. Гальпериным разработана теория внимания как функции внутреннего контроля за соответствием умственных действий программам их осуществления. Развитие подобного контроля улучшает результативность любой деятельности. В частности, её планомерное формирование позволяет преодолеть некоторые дефекты внимания, например, рассеянность .

Однако рассмотрение проблем внимания следует, прежде всего, начинать с физиологических основ внимания. Особенно значительная роль в их исследовании русских физиологов И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского.

Согласно взглядам И. М. Сеченова, внимание человека имеет рефлекторный характер. По Сеченову, всякий рефлекс вызывается определённым воздействием внешнего мира и заканчивается закономерно связанным с этим воздействием мышечным движением. В связи с этим он считал, что «сосредоточенность начинается с приспособления рецепторов посредством мышечных движений, к лучшему восприятию» . Таким образом, устойчивое, концентрированное внимание – это результат того, что ребёнок учится управлять своими движениями.

И. П. Павлов установил, что открытый ранее физиологами закон индукции нервных процессов имеет отношение и к вниманию человека. В силу этого закона, считал Павлов, в коре полушарий головного мозга вокруг очага возбуждения образуются заторможенные участки. При этом «чем сильнее очаг возбуждения, тем глубже, сильнее торможение в других участках коры» .

Нужно отметить, что большое значение имеет установленный А. А. Ухтомским «принцип доминанты», для выяснения физиологических механизмов внимания. Этот принцип представляет собой «общий рабочий принцип нервных процессов».

А. А. Ухтомский пишет: «Под именем «доминанты» понимается более или менее устойчивый очаг повышенной возбудимости центров, чем бы он не был вызван, причём новь приходящие в центры возбуждения служат усилению возбуждения в очаге, тогда как в прочей центральной нервной системе широко развиты явления торможения. В высших этажах и коре «полушарий» принцип доминанты является физиологической основой внимания» .

1.2 Психологические особенности детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций на основе индивидной организации возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты - способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация индивидной организации, в наибольшей степени, выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые психические функции, точнее, новые уровни, которым благодаря усвоению речи становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.

Дошкольное детство охватывает период с 3 до 6–7 лет. В это время происходит отсоединение ребенка от взрослого, что ведет к изменению социальной ситуации. Ребенок впервые покидает пределы мира семьи и входит в мир взрослых людей с определенными законами и правилами. Расширяется круг общения: дошкольник посещает магазины, поликлинику, начинает общаться со сверстниками, что тоже важно для его развития .

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра – это такая форма деятельности, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и усваивает те формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены впоследствии. Он делает это, замещая одни предметы другими, а реальные действия – сокращенными.

Особое развитие в этом возрасте получает сюжетно-ролевая игра. Основу такой игры составляет роль, выбираемая ребенком, и действия по реализации этой роли.

Д.Б. Эльконин утверждал, что игра – это символико-моделирующий тип деятельности, в которой операционно-техническая сторона минимальна, операции сокращены, предметы условны. Предметом игры является взрослый как носитель каких-либо общественных функций, вступающий в те или иные отношения с другими людьми, придерживающийся в своей деятельности определенных правил.

В игре формируется внутренний план действий. Происходит это следующим образом. Ребенок, играя, делает акцент на человеческих взаимоотношениях. Чтобы их отразить, ему надо внутренне проиграть не только всю систему своих действий, но и всю систему последствий этих действий, а это возможно только при создании внутреннего плана действий.

Как показал Д.Б. Эльконин, игра – это историческое образование, и она возникает тогда, когда ребенок не может принять участие в системе общественного труда, поскольку для этого он еще мал. Но ему хочется войти во взрослую жизнь, поэтому он это делает через игру, немного соприкасаясь с этой жизнью.

В ходе игры развиваются психические процессы, в частности произвольное внимание и память. В процессе игровой деятельности развиваются умственные способности. Ребенок учится действовать с предметом-заместителем, т. е. дает ему новое название и действует в соответствии с этим названием. Появление предмета-заместителя становится опорой для развития мышления. Если сначала при помощи предметов-заместителей ребенок учится мыслить о реальном предмете, то со временем действия с предметами − заместителями уменьшаются, и ребенок научается действовать с реальными предметами. Происходит плавный переход к мышлению в плане представлений.

В ходе сюжетно − ролевой игры развивается воображение. От замещения одних предметов другими и способности брать на себя различные роли ребенок переходит к отождествлению предметов и действий с ними в своем воображении.

Игра влияет и на личностное развитие ребенка. В игре он отражает и примеряет на себе поведение и взаимоотношения значимых взрослых людей, которые в этот момент выступают в роли образца его собственного поведения. Формируются основные навыки общения со сверстниками, идет развитие чувств и волевой регуляции поведения .

Начинает развиваться рефлексивное мышление. Рефлексия – это способность человека анализировать свои действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками и мотивами других людей. Игра способствует развитию рефлексии, потому что дает возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения.

Возникает интерес к рисованию и конструированию. Сначала данный интерес проявляется в игровой форме: ребенок, рисуя, разыгрывает определенный сюжет, например, нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут домой, ветер сдувает висящие на деревьях яблоки и т. д. Постепенно рисование переносится на результат действия, и рождается рисунок.

Внутри игровой деятельности начинает складываться учебная деятельность. Элементы учебной деятельности не возникают в игре, их вводит взрослый. Ребенок начинает учиться, играя, и поэтому относится к учебной деятельности как к ролевой игре, а вскоре овладевает некоторыми учебными действиями.

Все психические процессы – это особая форма предметных действий. По мнению Л.Ф. Обуховой, в отечественной психологии произошло изменение представлений о психическом развитии благодаря выделению в действии двух частей: ориентировочной и исполнительной. Исследования А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина позволили представить психическое развитие как процесс отделения ориентировочной части действия от самого действия и обогащения ориентировочной части действия благодаря формированию способов и средств ориентации. Сама ориентация осуществляется в этом возрасте на разных уровнях: материальном (или практически-действенном), перцептивном (с опорой на наглядные предметы) и умственном (без опоры на наглядные предметы, в плане представления). Поэтому, когда говорят о развитии восприятия, имеют в виду развитие способов и средств ориентации. В дошкольном возрасте ориентировочная деятельность развивается очень интенсивно. Ориентация может осуществляться на разных уровнях: материальном (практически-действенном), сенсорно − зрительном и умственном. В этом возрасте, как показали исследования Л.А. Венгера, идет интенсивное развитие сенсорных эталонов, т. е. цвета, формы, величины, и соотнесение (сравнение) предметов с этими эталонами. Кроме того, происходит усвоение эталонов фонем родного языка. В общем смысле слова эталоны – это достижения человеческой культуры, «сетка», через которую мы смотрим на мир. Когда ребенок начинает осваивать эталоны, процесс восприятия приобретает опосредованный характер. Использование эталонов позволяет осуществить переход от субъективной оценки воспринимаемого мира к его объективной характеристике .

Усвоение эталонов, изменение видов и содержания деятельности ребенка ведет к изменению характера детского мышления. К концу дошкольного возраста намечается переход к восприятию окружающего мира с позиций объективности. Мышление ребенка формируется в ходе педагогического процесса. Своеобразие развития ребенка заключается в активном овладении им способами и средствами практической и познавательной деятельности, имеющими социальное происхождение. По мнению А.В. Запорожца, овладение подобными способами играет существенную роль в формировании не только сложных видов абстрактного, словесно-логического мышления, но и мышления наглядно-образного, характерного для детей дошкольного возраста. Таким образом, мышление в своем развитии проходит следующие этапы: 1) совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения; 2) улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти; 3) начало активного формирования словесно-логического мышления благодаря использованию речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач. В своих исследованиях А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер и др. подтвердили, что переход от наглядно-действенного к наглядно − образному мышлению происходит благодаря изменению характера ориентировочно-исследовательской деятельности. Ориентировка, основанная на методе проб и ошибок, заменяется на целенаправленную двигательную, затем зрительную и, наконец, мыслительную ориентировку.

В этом возрасте внимание непроизвольное и вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и людьми. На первый план выходит интерес. Ребенок фиксирует внимание на чем − либо или ком − либо только в течение того промежутка времени, в котором у него сохраняется непосредственный интерес к человеку, предмету или происходящему. Становление произвольного внимания сопровождается появлением эгоцентрической речи. На начальной стадии перехода внимания от непроизвольного к произвольному большое значение имеют средства, управляющие вниманием ребенка, и рассуждения вслух. Внимание при переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту развивается следующим образом. Младшие дошкольники рассматривают интересующие их картинки, могут заниматься определенным видом деятельности 6–8 секунд, а старшие дошкольники – 12–20 секунд. В дошкольном возрасте уже отмечается различная степень устойчивости внимания у разных детей . Возможно, это связано с типом нервной деятельности, физическим состоянием и условиями жизни. Было замечено, что нервные и больные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые.

Таким образом, развитие ребенка в дошкольном возрасте заключается в подготовке общих, исходных человеческих знаний и умений, психических качеств и свойств личности, которые нужны каждому человеку для жизни в обществе. К ним относятся овладение речью, употребление предметов обихода, развитие ориентировки в пространстве и времени, развитие человеческих форм восприятия, мышления, воображения и т.д., формирование основ взаимоотношений с другими людьми.

Выводы по Iглаве

Внимание – это сложное многоуровневое явление, порождающее множество споров в психологии познавательных процессов. Трудность изучения внимания определяется тем, что оно находится в тесной связи с другими психическими процессами.

Внимание классифицируется по объекту (чувственное и интеллектуальное), по заинтересованности (непосредственное, опосредствованное, апперцептивное), по степени требуемых усилий, степени активности сознания (пассивное, непроизвольное, активное, произвольное).

Развитие ребенка в дошкольном возрасте заключается в подготовке общих, исходных человеческих знаний и умений, психических качеств и свойств личности, которые нужны каждому человеку для жизни в обществе. К ним относятся овладение речью, употребление предметов обихода, развитие ориентировки в пространстве и времени, развитие человеческих форм восприятия, мышления, воображения и т.д., формирование основ взаимоотношений с другими людьми.

Глава II. Исследование развития внимания у детей дошкольного возраста
2.1 Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста

Среди психических явлений внимание занимает особое место: оно не самостоятельный психический процесс и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, посредством него выражаются интересы, направленность личности.

В дошкольном детстве увеличивается объем внимания, т.е. то количество объектов, которое может быть отчетливо воспринято в относительно короткий промежуток времени. Изменяется устойчивость внимания как способность сохранять сосредоточенность на объекте. Одним из показателей устойчивости внимания является длительность сохранения сосредоточенности. Распределение внимания говорит о том, что ребенок может направлять и концентрировать внимание на нескольких предметах одновременно.

Внимание дошкольника тесно связано с восприятием. Выделение предмета из фона, выделение деталей, сопоставление с эталоном – все перцептивные действия включают внимание и ведут к его развитию. Это видно по качественным изменениям: нарастает устойчивость и сосредоточенность внимания. Дошкольник подолгу может рисовать, «исследовать» песок, играя в куличики или строя домики. Под влиянием новых требований в новых видах деятельности возникает задача не отвлекаться, рассмотреть детально и т.п., тогда начинают формироваться специальные действия внимания, оно приобретает произвольный преднамеренный характер – новое качество.

Выделяют следующие формы проявления внимания у детей дошкольного возраста:

Сенсорное;

Интеллектуальное;

Моторное;

Основными функциями внимания являются:

Активизация необходимых и торможение ненужных в данный момент психических и физиологических процессов;

Целенаправленный организованный отбор поступающей информации;

Удержание, сохранение образов определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель;

Обеспечение длительной сосредоточенности, активности на одном и том же объекте;

Регуляция и контроль протекания деятельности.

Внимание как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые – произвольным. Непосредственное внимание – это также более низкая форма его развития, чем опосредованное.

Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить Л.С. Выготский в русле своей культурно- исторической концепции их формирования. Он писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания ребенка следует искать не внутри, а вне личности ребенка.

Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди «начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием». Культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов − средств, посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание. Процесс возрастного развития внимания по идеям Выготского Л.С. представил А.Н. Леонтьев. С возрастом внимание ребенка улучшается, однако развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие в целом, тем более натурального внимания.

Общая последовательность культурного развития внимания по Л.С. Выготскому состоит в следующем: «Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя… Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы-указания; затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т.е. обращать внимание взрослых на интересующий его предмет».

Непроизвольное внимание связано с усвоением новых дифференцированных знаний о видах животных, насекомых, цветов, особенностях зданий и т.д. все это вначале объясняют и показывают взрослые, потом ребенок замечает сам, непроизвольно. То, что объяснили, не только привлекает внимание само по себе, но и служит своеобразным фоном, на котором становятся заметными необычные объекты. Дети замечают новую одежду приятеля, необычные цветы, различные марки автомобилей, новые словечки и фразы. Замечают не только яркое, броское, громкое, но именно необычное – то, чего не было в их опыте.

Особенно показательно для развития ребенка внимание к речи – рассказу взрослого. Здесь физические характеристики голоса отходят на задний план, значимым становится содержание, которое понимают на основе опыта. Однако до конца дошкольного детства в организации внимания детей используют интонацию, загадочность, паузы.

Произвольное внимание развивается в ходе целенаправленной деятельности. Цель действия как образ предполагаемого результата побуждает удерживать внимание в течение всей деятельности. Можно видеть большую сосредоточенность детей в моменты экспериментирования с предметами, переливания воды. В народе говорят, если затих, - значит что-то затевает .

Если не возникают идеи, ребенок слоняется по группе, задерживая беглый взгляд то на одном, то на другом играющем сверстнике, не пытаясь на чем-то сосредоточиться. Стимулируя замыслы, обогащая предметную среду и возможности осуществления идей, можно добиться значительного развития внимания дошкольника.

Новый источник развития произвольного внимания – инструкции взрослого в повседневном общении и на занятиях. При этом взрослый дает не только цель, но и способы ее достижения, порядок действий контролируется взрослым и под влиянием его оценок превращается в самоконтроль ребенка – акт внимания. Переключение внимания с объекта на способы и порядок действий превращает его в развернутый процесс самоконтроля, как его характеризует П.Я. Гальперин. Эта задача посильна дошкольнику в том случае, если промежуточные действия-цели представлены образцами. Например, чтобы вырезать колпак, дети ориентируются на рисунки его деталей, расположенные в последовательности изготовления. И это помогает сохранить внимание до получения результата .

Если порядок действий задан только словесной инструкцией, удержать внимание труднее, для многих детей это непосильно. В качестве теста предложить ребенку пойти в соседнюю комнату и на столе под газетой взять карандаш. Половина детей скажут «Там нет» - они не могут ориентироваться на сложную словесную инструкцию. В школе таким детям будет трудно.

У старших дошкольников опорой внимания становятся четко поставленные задачи, соревновательные моменты, дисциплинарные требования, обещания спрашивать. Однако им нужна «подпитка» внимания яркими, необычайными, «непроизвольными» сигналами.

Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока интерес не угасает. Появление нового предмета тот час же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.

На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии, внимание приобретает больше сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30−40 минут, то к 5−6 годам длительность игры возрастает до 2 часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций.

Устойчивость внимания у детей проявляется в длительности сосредоточения его на объекте. Это свойство внимания зависит от целого ряда причин: от силы нервных процессов, от характера деятельности, от отношения к делу, от сложившихся привычек. Отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно; переключая внимание, он ставит цель заняться чем-то или отдохнуть. Выдвигая в процессе деятельности новые задачи, мы переносим внимание с одного объекта на другой или с одной его стороны на другую.

Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдается два вида внимания: непроизвольное – от ориентировочной реакции на сильные раздражители к сосредоточенности на необычном, непохожем, значимом (в зависимости от субъективного опыта) и произвольное – от регулирования действий со стороны взрослого к саморегуляции и самоконтролю в соответствии с целью и принятыми способами действия. Оба направления только определились в дошкольном возрасте, но в перспективе именно они приведут к развитию внимания дошкольника. Высокого развития достигает непроизвольное внимание в дошкольном возрасте. Появление новых интересов, участие в новых видах деятельности заставляют ребёнка сосредоточиваться на таких сторонах действительности, которые раньше оставались незамеченными.

2.2 Способы развития внимания детей дошкольного возраста

Возрастные особенности детей дошкольного возраста произвольно управлять сосредоточением сознания на предметах и явлениях окружающего мира предопределяется двумя обстоятельствами:

Созревание мозга, приведшем к большому уравновешиванию

процессов возбуждения и торможения;

Развитие познавательных способностей ребенка: мышления, памяти,

восприятия, представления и воображения.

Отсюда следует, что если у здорового ребенка будут развиваться мыслительные операции:

Анализ,

Синтез,

Сравнение,

Классификация,

Группировка,

Обобщение,

Абстрагирование,

Конкретизация;

если ребенок способен мысленно оперировать образами предметов или явлений:

Повернуть,

Перевернуть,

Разрезать,

Раскрасить,

Перекрасить,

Сложить,

Свернуть и т. д.;

если ребенок способен вглядываться, вслушиваться в окружающий мир, настраиваться на него, соизмерять предметы и соотносить их по форме,

цвету и т. д., то его внимание будет развиваться нормально.

Произвольное внимание в этом случае будет следствием развития познавательных способностей. Вышесказанное приводит к выводу, который можно использовать как рекомендацию педагогам и родителям .

Для того, чтобы совершенствовать способности дошкольника к саморегуляции своей психической активности необходимо:

а) Развивать все его познавательные способности:

  • мышление: учить устанавливать причинно-следственные связи;
  • память: учить запоминать, сохранять и воспроизводить информацию;
  • восприятие: учить быстро точно отражать окружающий мир (видеть, слышать, осязать и т. д.);
  • представление: учить оперировать вторичными образами т.е. образами без наглядной основы;
  • воображение: учить создавать новые образы не базе известных.

б) Тренировать способности к сосредоточению сознания:

  • быстро переключаться с одного предмета на другой;
  • успешно распределять внимание между малоизвестной деятельностью и хорошо знакомой;
  • развивать устойчивость внимания, т. е. длительность сосредоточения сознания на одном предмете или деятельности;
  • совершенствовать объем внимания, т. е. увеличивать объем предметов, осознаваемых одновременно.

Отмечая объем внимания как характеристику психической активности, требующую совершенствования или развития, необходимо сделать одно замечание. Существует довольно распространенное мнение, что объем внимания - характеристика индивидуально фиксированная и, скорее всего, не поддается заметному регулированию с помощью тренировки.

Избирательность внимания, скорее всего, не нуждается в каком - то особом развитии, ибо представляет собой проявление потребностей и интересов личности, ее влечений и желаний и, следовательно, будет зависеть от изменений мотивационной сферы личности .

Вывод по II главе

Внимание - это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Сосредоточенность внимания (противоположное качество - рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.Распределение внимания его следующая характеристика. Она состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.

Внимание – необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной. Без целенаправленного, достаточно устойчивого внимания невозможны ни самостоятельная деятельность ребенка, ни выполнение им заданий педагога.

Психологи установили, чем выше уровень развития внимания, тем выше эффективность обучения. Именно невнимательность является главной причиной плохой успеваемости детей в школе, особенно в младших классах. Ведь обучение в школе ставит перед учениками задачи, не похожие на те, которые он привык решать в детском саду во время игр.

Таким образом, нужно учить ребёнка быть “внимательным”. В 5 – 7 лет развивать у ребёнка способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче), а также быстро переключать внимание с одного объекта на другой.

Заключение

Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. В человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания (своеобразного фильтра), то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.

Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности. С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности - словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности.

Список литературы

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
  2. Баскакова И. И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.
  3. Бондарев И.П., Вылегжанин О.И. и др. Новая методика оценки свойств внимания // Вопросы психологии.–2000. – №5. – С.127-131
  4. Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. – 1979.
  5. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте/Л.С.Выготский–М.1976.
  6. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Докл. Апн РСФСР. 1958 г. № 3.
  7. Джеймс У. Внимание: Хрестоматия по вниманию. М., 1976 г. С. 50-103.
  8. Диагностика познавательной сферы ребенка / Под ред. Т.Г. Богдановой, Т.В. Корниловой М.,1994 г.
  9. Добрынин Н.Ф. О селективности и динамике внимания // Вопр. Психологии. 1975 г. № 2.
  10. Истомина З.М. Развитие внимания. / З.М.Истомина– М.: Просвещение, 1978.
  11. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2001.
  12. Кузин Н.С. Психология. . / Н.С.Кузин– М.: Высшая школа, 1974.
  13. Кулагина И.Ю.Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. - М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998.
  14. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / А.Н. Леонтьев. – М.; Л., 1948.
  15. Немов Р.С., Психология: Учеб. Для студ. Высших пед. Учеб. Заведений: в 3 кн.: кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
  16. Немов Р.С. Психология. 3-х томник. /Р.С.Немов – М.: Владос, 1999.
  17. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет. М., 2001 г.
  18. Петраков А.В., Девина И.А. Развиваем внимание. М.: Издательство Ось-89, 2001.
  19. Сапогова Е. 100 игр для больших и маленьких. Игры для развития внимания дошкольников Издательства: АСТ, Астрель, Родничок, 2002 г.
  20. Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до семи лет / Е.О. Смирнова. – М., 1997.
  21. Уруктаева Г.А. Диагностика детей дошкольного возраста М., Академия, 1997
  22. Ушинский К. Д. Детский мир / Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1989.
  23. Чутко Н.Я.Развитие внимания дошкольника /Н.Я.чутко- М.Педагогика,1992.

Среди психических явлений внимание занимает особое место: оно не самостоятельный психический процесс и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, посредством него выражаются интересы, направленность личности.

Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте. Первые проявления внимания можно пронаблюдать уже у новорожденного во время сосания. На протяжении дошкольного возраста развиваются свойства внимания и его произвольность. Ребенок научается управлять собой и сознательно направлять свое внимание на определенный предмет. При этом он использует для организации внимания внешние средства, прежде всего слово и указательный жест взрослого, т.е. внимание становится опосредованным.

В дошкольном детстве увеличивается объем внимания, т.е. то количество объектов, которое может быть отчетливо воспринято в относительно короткий промежуток времени. Изменяется устойчивость внимания как способность сохранять сосредоточенность на объекте. Одним из показателей устойчивости внимания является длительность сохранения сосредоточенности. Распределение внимания говорит о том, что ребенок может направлять и концентрировать внимание на нескольких предметах одновременно.

Развитие свойств и видов внимания дошкольника существенно зависит от значимости, эмоциональности, интереса для него материала, от характера деятельности, которую выполняет ребенок. Так, показатели внимания значительно возрастают в сюжетно-ролевой и дидактических играх. Развитие внимания тесно взаимосвязано с развитием воли и произвольности поведения, способности управлять своим поведением.

Внимание дошкольника тесно связано с восприятием. Выделение предмета из фона, выделение деталей, сопоставление с эталоном - все перцептивные действия включают внимание и ведут к его развитию. Это видно по качественным изменениям: нарастает устойчивость и сосредоточенность внимания. Дошкольник подолгу может рисовать, «исследовать» песок, играя в куличики или строя домики. Под влиянием новых требований в новых видах деятельности возникает задача не отвлекаться, рассмотреть детально и т.п., тогда начинают формироваться специальные действия внимания, оно приобретает произвольный преднамеренный характер - новое качество.

Выделяют следующие формы проявления внимания у детей дошкольного возраста:

Сенсорное;

Интеллектуальное;

Моторное;

Основными функциями внимания являются:

Активизация необходимых и торможение ненужных в данный момент психических и физиологических процессов;

Целенаправленный организованный отбор поступающей информации;

Удержание, сохранение образов определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель;

Обеспечение длительной сосредоточенности, активности на одном и том же объекте;

Регуляция и контроль протекания деятельности.

Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые - произвольным. Непосредственное внимание - это также более низкая форма его развития, чем опосредованное.

Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить Л.С. Выготский в русле своей культурно- исторической концепции их формирования. Он писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания ребенка следует искать не внутри, а вне личности ребенка.

Общая последовательность культурного развития внимания по Л.С. Выготскому состоит в следующем: «Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя… Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы-указания; затем ребенок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т.е. обращать внимание взрослых на интересующий его предмет»

Непроизвольное внимание связано с усвоением новых дифференцированных знаний о видах животных, насекомых, цветов, особенностях зданий и т.д. все это вначале объясняют и показывают взрослые, потом ребенок замечает сам, непроизвольно. То, что объяснили, не только привлекает внимание само по себе, но и служит своеобразным фоном, на котором становятся заметными необычные объекты. Дети замечают новую одежду приятеля, необычные цветы, различные марки автомобилей, новые словечки и фразы. Замечают не только яркое, броское, громкое, но именно необычное - то, чего не было в их опыте.

Особенно показательно для развития ребенка внимание к речи - рассказу взрослого. Здесь физические характеристики голоса отходят на задний план, значимым становится содержание, которое понимают на основе опыта. Однако до конца дошкольного детства в организации внимания детей используют интонацию, загадочность, паузы.

Произвольное внимание развивается в ходе целенаправленной деятельности. Цель действия как образ предполагаемого результата побуждает удерживать внимание в течение всей деятельности. Можно видеть большую сосредоточенность детей в моменты экспериментирования с предметами, переливания воды. В народе говорят, если затих, - значит, что-то затевает.

Если не возникают идеи, ребенок слоняется по группе, задерживая беглый взгляд то на одном, то на другом играющем сверстнике, не пытаясь на чем-то сосредоточиться. Стимулируя замыслы, обогащая предметную среду и возможности осуществления идей, можно добиться значительного развития внимания дошкольника.

Новый источник развития произвольного внимания - инструкции взрослого в повседневном общении и на занятиях. При этом взрослый дает не только цель, но и способы ее достижения, порядок действий контролируется взрослым и под влиянием его оценок превращается в самоконтроль ребенка - акт внимания. Переключение внимания с объекта на способы и порядок действий превращает его в развернутый процесс самоконтроля, как его характеризует П.Я. Гальперин. Эта задача посильна дошкольнику в том случае, если промежуточные действия-цели представлены образцами. Например, чтобы вырезать колпак, дети ориентируются на рисунки его деталей, расположенные в последовательности изготовления. И это помогает сохранить внимание до получения результата.

Если порядок действий задан только словесной инструкцией, удержать внимание труднее, для многих детей это непосильно. В качестве теста предложить ребенку пойти в соседнюю комнату и на столе под газетой взять карандаш. Половина детей скажут «Там нет» - они не могут ориентироваться на сложную словесную инструкцию. В школе таким детям будет трудно.

У старших дошкольников опорой внимания становятся четко поставленные задачи, соревновательные моменты, дисциплинарные требования, обещания спрашивать. Однако им нужна «подпитка» внимания яркими, необычайными, «непроизвольными» сигналами.

Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока интерес не угасает. Появление нового предмета тот час же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.

На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии, внимание приобретает больше сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30?40 минут, то к 5?6 годам длительность игры возрастает до 2 часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций.

Устойчивость внимания у детей проявляется в длительности сосредоточения его на объекте. Это свойство внимания зависит от целого ряда причин: от силы нервных процессов, от характера деятельности, от отношения к делу, от сложившихся привычек. Отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно; переключая внимание, он ставит цель заняться чем-то или отдохнуть. Выдвигая в процессе деятельности новые задачи, мы переносим внимание с одного объекта на другой или с одной его стороны на другую.

Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдается два вида внимания: непроизвольное - от ориентировочной реакции на сильные раздражители к сосредоточенности на необычном, непохожем, значимом (в зависимости от субъективного опыта) и произвольное - от регулирования действий со стороны взрослого к саморегуляции и самоконтролю в соответствии с целью и принятыми способами действия. Оба направления только определились в дошкольном возрасте, но в перспективе именно они приведут к развитию внимания школьника. Высокого развития достигает непроизвольное внимание в дошкольном возрасте. Появление новых интересов, участие в новых видах деятельности заставляют ребёнка сосредоточиваться на таких сторонах действительности, которые раньше оставались незамеченными.

Вывод по главе I

Внимание - это сложное многоуровневое явление, порождающее множество споров в психологии познавательных процессов. Трудность изучения внимания определяется тем, что оно находится в тесной связи с другими психическими процессами.

Внимание классифицируется по объекту (чувственное и интеллектуальное), по заинтересованности (непосредственное, опосредствованное, апперцептивное), по степени требуемых усилий, степени активности сознания (пассивное, непроизвольное, активное, произвольное).

Развитие ребенка в дошкольном возрасте заключается в подготовке общих, исходных человеческих знаний и умений, психических качеств и свойств личности, которые нужны каждому человеку для жизни в обществе. К ним относятся овладение речью, употребление предметов обихода, развитие ориентировки в пространстве и времени, развитие человеческих форм восприятия, мышления, воображения и т.д., формирование основ взаимоотношений с другими людьми.

В дошкольном возрасте наблюдается два вида внимания: непроизвольное - от ориентировочной реакции на сильные раздражители к сосредоточенности на необычном, непохожем, значимом (в зависимости от субъективного опыта) и произвольное - от регулирования действий со стороны взрослого к саморегуляции и самоконтролю в соответствии с целью и принятыми способами действия. Оба направления только определились в дошкольном возрасте, но в перспективе именно они приведут к развитию внимания школьника. Высокого развития достигает непроизвольное внимание в дошкольном возрасте. Появление новых интересов, участие в новых видах деятельности заставляют ребёнка сосредоточиваться на таких сторонах действительности, которые раньше оставались незамеченными.

внимание психика дошкольник